Итоги развития российского рынка подшипников в 2018 году
По итогам 2018 года производство подшипников в России снизилось на 16% по сравнению с 2017 годом, объём импортных поставок подшипников качения вырос на 24%, импорт подшипников скольжения снизился на 14%.
Почему снижается производство и что будет с рынком подшипников в 2019 году?
Итоги производства
Производство подшипников в России снижается с 2016 года. Всего же за три года производство снизилось с 156 млн. ед. в 2015 году до 98 млн. ед. по итогам 2018 года.
Начало 2019 года также оптимизма не внушает: по итогам января-февраля в России было произведено 11,1 млн. ед. подшипников, что на 19% ниже аналогичного периода 2018 года.
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 1. Объём и динамика производства подшипников в 2014-феврале 2019 гг., млн. шт. и в %
Отметим, что производство подшипников качения в 2018 году «просело» сильнее (по отношению к 2017 году), чем производство подшипников качения (-21% против -10%), хотя за последние четыре года темпы снижения обоих групп были приблизительно одинаковы, в среднем 8% каждый год.
По итогам первых двух месяцев 2019 года производство подшипников скольжения снизилось на 18% относительно аналогичного периода 2018 года, подшипников качения – на 11%.
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 2. Структура производства подшипников по видам (качения/скольжения) в 2014-феврале 2019 гг., в натуральном выражении, в %
Таблица 1. Объём производства подшипников по видам (качения/скольжения) в 2014-феврале 2019 гг., млн. шт.
Тип подшипников |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
январь-февраль 2018 |
январь-февраль 2019 |
Подшипники, всего |
145 230 |
156 339 |
141 963 |
116 432 |
97 862 |
13 705 |
11 091 |
Подшипники скольжения, тыс. шт. |
72 183 |
75 881 |
70 786 |
52 925 |
47 808 |
6 328 |
4 531 |
Подшипники шариковые или роликовые, тыс. шт. |
73 047 |
80 458 |
71 177 |
63 507 |
50 054 |
7 377 |
6 560 |
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 3. Объём производства подшипников по видам (качения/скольжения) в 2014-феврале 2019 гг. млн. шт.
Импорт подшипников качения
Объём импорта подшипников качения по итогам 2018 год составил 103 млн. ед. (+24% к 2017 году) на сумму 394 млн. долл. США (-1% к 2017 году).
Отметим, что прирост импорта в натуральном выражении обусловлен ростом подшипников из Малайзии (в 2,7 раза по сравнению с 2017 годом) и Казахстана (в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом).
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 4. Объём импорта подшипников качения в 2017-1 кв. 2019 гг., млн. шт. и млн. долл. США
По итогам 1 кв. 2019 года лидерами среди стран-поставщиков подшипников качения в Россию (в натуральном выражении) стали Малайзия (32%), Китай (26%) и Казахстан (15%).
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 5. Структура импорта подшипников качения в 2017-марте 2019 гг., по странам-происхождения, в натуральном выражении, в %
Таблица 2. Объём импорта подшипников качения по странам-происхождения в 2017-марте 2019 гг., млн. шт. и в %
Страна-происхождения |
2013 |
2014 |
январь-март 2015 |
|
КИТАЙ |
28,9 |
24,5 |
2,9 |
|
КАЗАХСТАН |
2,8 |
12,6 |
1,6 |
|
МАЛАЙЗИЯ |
7,8 |
28,6 |
3,5 |
|
БЕЛАРУСЬ |
12 |
7 |
0,2 |
|
ПРОЧИЕ |
32 |
30 |
3 |
|
ИТОГО |
83,1 |
102,8 |
11,0 |
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
В стоимостном выражении наибольшая доля по итогам 1 кв. 2019 года приходится на Казахстан (19%), Германию (16%) и США (10%).
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 6. Структура импорта подшипников качения в 2017-марте 2019 гг., по странам-происхождения, в стоимостном выражении, в %
Таблица 3. Объём импорта подшипников качения по странам-происхождения в 2017-марте 2019 гг., млн. долл. США и в %
Страна-происхождения |
2013 |
2014 |
январь-март 2015 |
|
КАЗАХСТАН |
82 |
90 |
6 |
|
УКРАИНА |
34 |
26 |
1 |
|
ГЕРМАНИЯ |
70 |
61 |
5 |
|
США |
29 |
29 |
3 |
|
ПРОЧИЕ |
183 |
188 |
17 |
|
ИТОГО |
399 |
394 |
32 |
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
В структуре импорта подшипников качения наибольшая доля в натуральном выражении приходится на шариковые подшипники (81% по итогам 1 кв. 2019 года).
В стоимостном выражении также лидируют шариковые подшипники (50% по итогам 1 кв. 2019 года), далее следуют роликовые подшипники (33%).
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 7. Структура импорта подшипников качения по видам в 2017-марте 2019 гг., в натуральном выражении, в %
Таблица 4. Объём импорта подшипников качения по видам в 2017-марте 2019 гг., млн. шт.
Тип подшипников |
2013 |
2014 |
1 кв. 2019 |
ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ |
63,4 |
79,0 |
8,9 |
ПОДШИПНИКИ РОЛИКОВЫЕ |
14,5 |
19,5 |
1,8 |
ПРОЧИЕ |
5,2 |
4,3 |
0,3 |
Итого |
83,1 |
102,8 |
11,0 |
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 8. Структура импорта подшипников качения по видам в 2017-марте 2019 гг., в стоимостном выражении, в %
Таблица 5. Объём импорта подшипников качения по видам в 2017-марте 2019 гг., млн. долл. США
Тип подшипников |
2013 |
2014 |
1 кв. 2019 |
ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ |
129 |
148,5 |
16 |
ПОДШИПНИКИ РОЛИКОВЫЕ |
120 |
151 |
10,6 |
ПРОЧИЕ |
149,8 |
94,1 |
5,21 |
Итого |
398,8 |
393,6 |
31,8 |
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Импорт подшипников скольжения
Импорт подшипников скольжения по итогам 2018 года в натуральном выражении снизился на 14% по сравнению с 2017 годом и составил 12,3 млн. ед. В стоимостном выражении объём импорта, наоборот, вырос на 14% и достиг отметки в 71,7 млн. долл. США.
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 9. Объём импорта подшипников скольжения в 2017-1 кв. 2019 гг., млн. шт. и млн. долл. США
По итогам 1 квартала 2019 года лидером по импорту подшипников скольжения остался Китай (71%). В стоимостном выражении лидируют Австрия (24%), Германия (21%), США (15%) и Китай (14%).
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 10. Структура импорта подшипников скольжения в 2017-марте 2019 гг., по странам-происхождения, в натуральном выражении, в %
Таблица 6. Объём импорта подшипников скольжения по странам-происхождения в 2017-марте 2019 гг., млн. шт.
Страна-происхождения |
2013 |
2014 |
1 кв. 2019 |
КИТАЙ |
8,8 |
7,2 |
1,0 |
ИТАЛИЯ |
1,9 |
0,4 |
0,0 |
ГЕРМАНИЯ |
0,7 |
1,6 |
0,2 |
ПРОЧИЕ |
2,9 |
3,1 |
0,2 |
ИТОГО |
14,3 |
12,3 |
1,4 |
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 11. Структура импорта подшипников скольжения в 2017-марте 2019 гг., по странам-происхождения, в стоимостном выражении, в %
Таблица 7. Объём импорта подшипников скольжения по странам-происхождения в 2017-марте 2019 гг., млн. долл. США
Страна-происхождения |
2013 |
2014 |
1 кв. 2019 |
ГЕРМАНИЯ |
11 |
13 |
1,6 |
КИТАЙ |
11,4 |
13,6 |
1,1 |
США |
11,2 |
11,1 |
1,2 |
АВСТРИЯ |
1,5 |
4,7 |
1,9 |
ПРОЧИЕ |
27,9 |
29,3 |
2 |
ИТОГО |
63,0 |
71,7 |
7,8 |
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Выводы
1) Снижение выпуска машиностроительной продукции (индекс производства машин и оборудования в 2018 году по отношению к 2017 году составил 92,2 процента), обусловленное сокращением инвестиций и сжатием платежеспособного спроса, оказало негативное влияние на производство подшипников.
В 2019 году рецессия в машиностроительное отрасли продолжится: индекс производства машин и оборудования в январе - феврале 2019 года по отношению к январю-февралю 2018 года составил 88,9%
Не лучше обстоят дела в транспортном машиностроении: индекс производства транспортных средств и оборудования в январе-феврале 2019 года по отношению к соответствующему периоду 2018 года составил 82,4%.
Таким образом, в 2019 году российское производство подшипников можем сократится ещё на 8-10%.
2) Рост импорта подшипников качения (причем выросли поставки в натуральном выражении, а в стоимостном выражении объём импорта практически не изменился) в 2018 году из Малайзии и Казахстана (на фоне снижения производства) обусловлен структурными изменениям спроса: потребители из-за нехватки денежных средств стали переключаться на более дешевые подшипники (неоригинальные и контрафакт), особенно на вторичном рынке (запчасти).
3) Снижение импорта подшипников скольжения в 2018 году относительно 2017 года в натуральном выражении (при росте в стоимостном) обусловлено сокращением поставок подшипников на конвейер автопроизводителей.
4) В отрасли назрели преобразования как в части технологии производства, так и в области конструкции и применяемых материалов. Основные потребители продукции – производители автотранспорта, сельхозтехники, вагонов стремятся «подтягивать» свою продукцию к мировому уровню (по эксплуатационным, экономическим и прочим параметрам), используя более современные узлы и комплектующие. Очевидно, что спрос будет смещаться от морально устаревших подшипников в сторону современной продукции.
Более подробная информация о состоянии и перспективах развития российского рынка подшипников содержится в отчете «Рынок подшипников».
Скачать статью
ПечатьE-mail
- Назад
- Вперёд