Итоги развития российского рынка подшипников в 2018 году

По итогам 2018 года производство подшипников в России снизилось на 16% по сравнению с 2017 годом, объём импортных поставок подшипников качения вырос на 24%, импорт подшипников скольжения снизился на 14%.

Почему снижается производство и что будет с рынком подшипников в 2019 году?

 

Итоги производства

Производство подшипников в России снижается с 2016 года. Всего же за три года производство снизилось с 156 млн. ед. в 2015 году до 98 млн. ед. по итогам 2018 года.

Начало 2019 года также оптимизма не внушает: по итогам января-февраля в России было произведено 11,1 млн. ед. подшипников, что на 19% ниже аналогичного периода 2018 года.

Источник: Росстат, аналитика I-Marketing

Рисунок 1. Объём и динамика производства подшипников в 2014-феврале 2019 гг., млн. шт. и в %

Отметим, что производство подшипников качения в 2018 году «просело» сильнее (по отношению к 2017 году), чем производство подшипников качения (-21% против -10%), хотя за последние четыре года темпы снижения обоих групп были приблизительно одинаковы, в среднем 8% каждый год.

По итогам первых двух месяцев 2019 года производство подшипников скольжения снизилось на 18% относительно аналогичного периода 2018 года, подшипников качения – на 11%.

Источник: Росстат, аналитика I-Marketing

Рисунок 2. Структура производства подшипников по видам (качения/скольжения) в 2014-феврале 2019 гг., в натуральном выражении, в %

 

Таблица 1. Объём производства подшипников по видам (качения/скольжения) в 2014-феврале 2019 гг., млн. шт.

Тип подшипников

2010

2011

2012

2013

2014

январь-февраль 2018

январь-февраль 2019

Подшипники, всего

145 230

156 339

141 963

116 432

97 862

13 705

11 091

Подшипники скольжения, тыс. шт.

72 183

75 881

70 786

52 925

47 808

6 328

4 531

Подшипники шариковые или роликовые, тыс. шт.

73 047

80 458

71 177

63 507

50 054

7 377

6 560

Источник: Росстат, аналитика I-Marketing

Источник: Росстат, аналитика I-Marketing

Рисунок 3. Объём производства подшипников по видам (качения/скольжения) в 2014-феврале 2019 гг. млн. шт.


Импорт подшипников качения

Объём импорта подшипников качения по итогам 2018 год составил 103 млн. ед. (+24% к 2017 году) на сумму 394 млн. долл. США (-1% к 2017 году).

Отметим, что прирост импорта в натуральном выражении обусловлен ростом подшипников из Малайзии (в 2,7 раза по сравнению с 2017 годом) и Казахстана (в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом).

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 4. Объём импорта подшипников качения в 2017-1 кв. 2019 гг., млн. шт. и млн. долл. США

 

По итогам 1 кв. 2019 года лидерами среди стран-поставщиков подшипников качения в Россию (в натуральном выражении) стали Малайзия (32%), Китай (26%) и Казахстан (15%).

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 5. Структура импорта подшипников качения в 2017-марте 2019 гг., по странам-происхождения, в натуральном выражении, в %

 

Таблица 2. Объём импорта подшипников качения по странам-происхождения в 2017-марте 2019 гг., млн. шт. и в %

Страна-происхождения

2013

2014

январь-март

2015

 
 

КИТАЙ

28,9

24,5

2,9

 

КАЗАХСТАН

2,8

12,6

1,6

 

МАЛАЙЗИЯ

7,8

28,6

3,5

 

БЕЛАРУСЬ

12

7

0,2

 

ПРОЧИЕ

32

30

3

 

ИТОГО

83,1

102,8

11,0

 

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

 

В стоимостном выражении наибольшая доля по итогам 1 кв. 2019 года приходится на Казахстан (19%), Германию (16%) и США (10%).

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 6. Структура импорта подшипников качения в 2017-марте 2019 гг., по странам-происхождения, в стоимостном выражении, в %

 

Таблица 3. Объём импорта подшипников качения по странам-происхождения в 2017-марте 2019 гг., млн. долл. США и в %

Страна-происхождения

2013

2014

январь-март

2015

 
 

КАЗАХСТАН

82

90

6

 

УКРАИНА

34

26

1

 

ГЕРМАНИЯ

70

61

5

 

США

29

29

3

 

ПРОЧИЕ

183

188

17

 

ИТОГО

399

394

32

 

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

В структуре импорта подшипников качения наибольшая доля в натуральном выражении приходится на шариковые подшипники (81% по итогам 1 кв. 2019 года).

В стоимостном выражении также лидируют шариковые подшипники (50% по итогам 1 кв. 2019 года), далее следуют роликовые подшипники (33%).

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 7. Структура импорта подшипников качения по видам в 2017-марте 2019 гг., в натуральном выражении, в %

 

Таблица 4. Объём импорта подшипников качения по видам в 2017-марте 2019 гг., млн. шт.

Тип подшипников

2013

2014

1 кв. 2019

ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ

63,4

79,0

8,9

ПОДШИПНИКИ РОЛИКОВЫЕ

14,5

19,5

1,8

ПРОЧИЕ

5,2

4,3

0,3

Итого

83,1

102,8

11,0

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

 

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 8. Структура импорта подшипников качения по видам в 2017-марте 2019 гг., в стоимостном выражении, в %

 

Таблица 5. Объём импорта подшипников качения по видам в 2017-марте 2019 гг., млн. долл. США

Тип подшипников

2013

2014

1 кв. 2019

ПОДШИПНИКИ ШАРИКОВЫЕ

129

148,5

16

ПОДШИПНИКИ РОЛИКОВЫЕ

120

151

10,6

ПРОЧИЕ

149,8

94,1

5,21

Итого

398,8

393,6

31,8

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing


Импорт подшипников скольжения

Импорт подшипников скольжения по итогам 2018 года в натуральном выражении снизился на 14% по сравнению с 2017 годом и составил 12,3 млн. ед. В стоимостном выражении объём импорта, наоборот, вырос на 14% и достиг отметки в 71,7 млн. долл. США.

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 9. Объём импорта подшипников скольжения в 2017-1 кв. 2019 гг., млн. шт. и млн. долл. США

По итогам 1 квартала 2019 года лидером по импорту подшипников скольжения остался Китай (71%). В стоимостном выражении лидируют Австрия (24%), Германия (21%), США (15%) и Китай (14%).

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 10. Структура импорта подшипников скольжения в 2017-марте 2019 гг., по странам-происхождения, в натуральном выражении, в %

 

Таблица 6. Объём импорта подшипников скольжения по странам-происхождения в 2017-марте 2019 гг., млн. шт.

Страна-происхождения

2013

2014

1 кв. 2019

КИТАЙ

8,8

7,2

1,0

ИТАЛИЯ

1,9

0,4

0,0

ГЕРМАНИЯ

0,7

1,6

0,2

ПРОЧИЕ

2,9

3,1

0,2

ИТОГО

14,3

12,3

1,4

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 11. Структура импорта подшипников скольжения в 2017-марте 2019 гг., по странам-происхождения, в стоимостном выражении, в %

 

Таблица 7. Объём импорта подшипников скольжения по странам-происхождения в 2017-марте 2019 гг., млн. долл. США

Страна-происхождения

2013

2014

1 кв. 2019

ГЕРМАНИЯ

11

13

1,6

КИТАЙ

11,4

13,6

1,1

США

11,2

11,1

1,2

АВСТРИЯ

1,5

4,7

1,9

ПРОЧИЕ

27,9

29,3

2

ИТОГО

63,0

71,7

7,8

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

Выводы

1) Снижение выпуска машиностроительной продукции (индекс производства машин и оборудования в 2018 году по отношению к 2017 году составил 92,2 процента), обусловленное сокращением инвестиций и сжатием платежеспособного спроса, оказало негативное влияние на производство подшипников.

В 2019 году рецессия в машиностроительное отрасли продолжится: индекс производства машин и оборудования в январе - феврале 2019 года по отношению к январю-февралю 2018 года составил 88,9%

Не лучше обстоят дела в транспортном машиностроении: индекс производства транспортных средств и оборудования в январе-феврале 2019 года по отношению к соответствующему периоду 2018 года составил 82,4%.

Таким образом, в 2019 году российское производство подшипников можем сократится ещё на 8-10%.

2) Рост импорта подшипников качения (причем выросли поставки в натуральном выражении, а в стоимостном выражении объём импорта практически не изменился) в 2018 году из Малайзии и Казахстана (на фоне снижения производства) обусловлен структурными изменениям спроса: потребители из-за нехватки денежных средств стали переключаться на более дешевые подшипники (неоригинальные и контрафакт), особенно на вторичном рынке (запчасти).

3) Снижение импорта подшипников скольжения в 2018 году относительно 2017 года в натуральном выражении (при росте в стоимостном) обусловлено сокращением поставок подшипников на конвейер автопроизводителей.

4) В отрасли назрели преобразования как в части технологии производства, так и в области конструкции и применяемых материалов. Основные потребители продукции – производители автотранспорта, сельхозтехники, вагонов стремятся «подтягивать» свою продукцию к мировому уровню (по эксплуатационным, экономическим и прочим параметрам), используя более современные узлы и комплектующие. Очевидно, что спрос будет смещаться от морально устаревших подшипников в сторону современной продукции.

Более подробная информация о состоянии и перспективах развития российского рынка подшипников содержится в отчете «Рынок подшипников».

Скачать статью

ПечатьE-mail

  • Назад
  • Вперёд