Российский рынок подшипников в 2016 году и 1-ом полугодии 2017 года
Компания I-Marketing провела обновление маркетингового исследования «Рынок подшипников».
По итогам 2016 года объём предложения на российском рынке подшипников снизился на 9% по сравнению с 2015 годом (в натуральном выражении). Что ожидает рынок подшипников в уходящем 2017 году?
Итоги 2016 года, прогноз на 2017 год
По итогам 2016 года объём предложения на российском рынке подшипников снизился на 9% по сравнению с 2015 годом (в натуральном выражении). Производство подшипников снизилось на 9%, импорт снизился на 3%, экспорт вырос на 25%. При этом объём предложения на рынке подшипников качения снизился на 8% (в натуральном выражении), снижение на рынке подшипников скольжения было менее существенным и составило 3%.
Источник: данные компаний, Росстат, ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 1. Прирост/снижение основных параметров рынка подшипников в 2016 году, в % к 2015 году, в натуральном выражении
По нашим оценкам, по итогам 2017 года объём предложения на рынке подшипников качения и скольжения снизится соответственно на 11% и 18% по сравнению с 2016 годом. В целом по рынку подшипников снижение составит 13% к 2016 году.
В структуре российского рынка подшипников в 2016 году на долю отечественного производства и долю импорта пришлось по 50% от общего объёма предложения (в натуральном выражении). Отметим, что доля импорта выросла с 40% в 2008 году до 50% в 2016 году. Причина – рост парка иномарок, как ввезенных из-за рубежа, так и собранных на территории России.
Источник: Росстат, ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 2. Структура рынка подшипников по происхождению, в натуральном выражении в 2008-2012 гг.
С точки зрения структуры рынка подшипников по типу конструкции, наибольшая доля в 2016 году пришлась на подшипники качения (65% в натуральном выражении). Доля подшипников скольжения составила 35%.
Источник: данные компаний, Росстат, ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 3. Структура российского рынка подшипников по типу конструкции в 2008-2012, в натуральном выражении
Подшипники качения
Объём предложения в сегменте подшипников качения в 2016 году снизился на 8% по сравнению с 2015 годом. При этом рынок подшипников качения «просел» за счёт отечественного производства (-12% к 2015 году в натуральном выражении), в то время как импорт подшипников качения вырос на 10%.
Отечественные производители сдают позиции в данном сегменте: доля импорта (в натуральном выражении) выросла с 46% в 2008 году до 66% в 2016 году. Рост доли импорта обусловлен структурными изменениями в отраслях-потребителях подшипников. Рост доли иномарок в общем объёме производства легковых автомобилей и коммерческой техники приводит к росту потребности в импортных подшипниках.
Источник: данные компаний, Росстат, ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 4. Структура российского рынка подшипников качения по происхождению, в 2008-2012, в натуральном выражении
Ключевыми российскими производителями подшипников качения являются ЗАО "Вологодский подшипниковый завод", ОАО "Саратовский подшипниковый завод", ОАО "Волжский подшипниковый завод", ОАО "10-Гпз", ЗАО "Курскмашпром" и ряд других производителей.
Объем российского импорта подшипников качения в 2016 году составил 314 млн. долл. США, что составляет порядка 1% от общемирового объема импорта подшипников качения (см. инфографику).
Ключевыми странами-производителями, ведущими поставки подшипников качения в Россию в 2016 году стали Китай, Япония, Украина и Германия (см. инфографику).
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 5. Структура импорта подшипников качения в 2016 году по странам-производителям, в натуральном и стоимостном выражении
Подшипники скольжения
В сегменте подшипников скольжения снижение объёма предложения составило 3% к 2015 году (в натуральном выражении). Как и в сегменте подшипников качения, снижение произошло за счет отечественной продукции, а импортные поставки выросли на 16%. Таким образом, доля импортных подшипников составила в 2016 году 19% от общего объёма предложения (в натуральном выражении).
Источник: данные компаний, Росстат, ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 6. Структура российского рынка подшипников скольжения по происхождению, в 2008-2012, в натуральном выражении
Ключевыми российскими производителями подшипников скольжения являются ООО "Дайдо Металл Русь", ОАО "Завод подшипников скольжения" и ООО «Димитровградский завод вкладышей».
Импорт подшипников скольжения в 2016 году составил 66 млн. долл. США, что на 10% выше уровня 2015 года. Ключевыми странами-производителями, поставляющими продукцию на российский рынок подшипников стали Китай, Германия, США, Япония (см. инфографику).
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 7. Структура импорта подшипников скольжения в 2016 году по странам-производителям, в натуральном и стоимостном выражении
Трудности и перспективы
По мнению опрошенных нами экспертов, ключевыми проблемами российского рынка подшипников являются, во-первых, контрафактная продукция, импортируемая преимущественно из Китая; во-вторых, отсталость отрасли.
Что касается контрафактной продукции, то оценить её объемы достаточно сложно, по разным оценкам, доля контрафакта составляет от 15 до 30% от общего объёма рынка в натуральном выражении, при этом львиная доля подделок приходится на вторичный рынок. В первичных контрактах поставки подшипников идут через торговые дома и сертифицированных дилеров, поэтому доля контрафактной продукции здесь минимальна.
Производители ведут борьбу с контрафактной продукцией, однако главным фактором успеха, по мнению некоторых игроков, является сознательное поведение потребителей Однако все не так просто. Как известно, главным фактором спроса на подделки является их низкая цена (по сравнению с фирменной продукцией). Поэтому наиболее чувствительные к цене группы потребителей (например, небольшие сельхозорганизации) стараются купить запасные части подешевле. Приобрести фирменные подшипники они и рады бы, но вот финансовое состояние не позволяет.
Вторая проблема - технологическая отсталость отрасли. Большинство подотраслей российского машиностроения отстали от мировых показателей, как в плане технологий, так и в плане используемых сырья и материалов. И подшипниковая отрасль, к сожалению, исключения не составляет. Рост доли иномарок и рост производства более современных узлов и агрегатов приводит к увеличению спроса на более современные подшипники. Отметим, что российские компании осваивают новые типы подшипников, однако этого недостаточно для покрытия растущего спроса. Как результат-доля российских производителей неуклонно снижается.
Теперь о хорошем. В 2017 году было завялено о запуске новых заводов по производству подшипников. Подробные данные о проектах представлены в таблице ниже.
Таблица 1. Характеристика проектов по запуску заводов по производству подшипников в 2017 году
Регион |
Компания |
Характеристика проекта |
Инвестиции |
г. Ульяновск |
Schaeffler |
Завод по производству авто- и индустриальных компонентов на территории ульяновской промышленной зоны "Заволжье". Завод будет выпускать ступичные подшипники для грузового и легкового транспорта, сцепление, компоненты двигателя, а также детали ременного привода. Запуск производства намечен на 2018 год. |
2 млрд. рублей |
г. Коломна |
НПФ «Технокомплекс» |
Завод по производству подшипников скольжения для дизельных двигателей. Значительную часть выпускаемой продукции составляют вкладыши подшипников коленчатого вала дизелей Коломзавода и насосов газовой и нефтяной промышленности. Предполагаемый объем производства - около 8 тыс. деталей в месяц. |
380 млн. руб. |
Источник: СМИ, данные компаний
Резюмируя все вышесказанное можно выделить следующие тренды на российском рынке подшипников:
- по итогам 2017 года снижение объема предложения на рынке подшипников составит 13% по сравнению с 2016 годом;
- доля импортной продукции будет расти;
- будет расти спрос на подшипники более веского класса, с более высокими свойствами и характеристиками.