Российский рынок подшипников. Итоги 2019 года
Сокращение объёмов выпуска машиностроительной продукции повлияло на развитие российского рынка подшипников. По итогам 2019 года российский рынок подшипников сократился на 15% относительно 2018 года (в натуральном выражении). Падение отмечено как в сегменте подшипников качения, так и подшипников скольжения.
Тем не менее, в некоторых сегментах рынка подшипников ситуация обстоит лучше, чем в целом по рынку. В первую очередь это касается продукции для оборонно-промышленного комплекса и авиакосмической отрасли. Положительное влияние также оказало увеличение выпуска отдельных типов сельхозтехники. В начале 2020 года отмечается стабилизация рынка подшипников.
Объём производства подшипников в России по итогам 2019 года составил 93,4 млн. штук, что на 5% меньше 2018 года (93,4 млн. штук).
В январе-феврале 2020 года объём производства подшипников составил 11,3 млн. штук, что практически соответствует уровню производства АППГ (11,1 млн. штук).
По итогам 2019 года в структуре производства подшипников подшипники шариковые занимают 52%, на долю подшипников скольжения пришлось 48%.
Снижение производства по итогам 2019 года отмечено как в сегменте подшипников скольжения (-6%), так и подшипников качения (-3%).
Источник: данные Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 1. Объём производства подшипников в России по видам в 2018 и 2019 гг., млн. штук
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 2. Объём производства подшипников в России в январе-феврале 2019-2016 гг., млн. штук
Таблица 1. Объём производства подшипников по видам в 2018-2015 гг. по видам, млн. штук
Сегмент, млн. штук | 2014 | 2015 | Изм. абс. | Изм. Отн. |
Подшипники скольжения | 47,8 | 44,8 | -3,0 | -6% |
Подшипники шариковые или роликовые | 50,1 | 48,6 | -1,5 | -3% |
Подшипники | 97,9 | 93,4 | -4,5 | -5% |
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 3. Структура производства подшипников по видам России в 2019 году, в натуральном выражении, в %
В структуре производства подшипников скольжения по ФО лидирует ПФО (85,5% по итогам 2019 года). При общем снижении объёмов производства подшипников скольжения в России (-6%), в ПФО объём производства вырос на 6%.
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 4. Структура производства подшипников скольжения по федеральным округам России в 2019 году, в натуральном выражении, в %
Таблица 2. Объём производства подшипников скольжения в 2018-2015 гг. по видам, млн. штук
ФО | 2014 | 2015 | Изм. Абс. | Изм. Отн. |
ЦФО | 6,1 | 5,4 | -0,7 | -12% |
СЗФО | 1,4 | 1,1 | -0,2 | -17% |
ПФО | 40,3 | 38,3 | -2,0 | -5% |
Итого | 47,8 | 44,8 | -3,0 | -6% |
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Основными ФО-производителями подшипников качения по итогам 2019 года являются СЗФО (42,2%), ЮФО (28,4%) и ПФО (10,4%).
В 2019 году производство снизилось в СФО (-49%), ЦФО (-16%), ЮФО (-10%). Прирост производства отмечен в УФО (+28%) и СЗФО (+5%).
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 5. Структура производства подшипников качения по федеральным округам России в 2019 году, в натуральном выражении, в %
Таблица 3. Объём производства подшипников качения в 2018-2015 гг. по видам, млн. штук
ФО | 2014 | 2015 | Изм. Абс. | Изм. отн. |
ЦФО | 4,2 | 3,5 | -0,7 | -16% |
СЗФО | 19,4 | 20,5 | 1,1 | 5% |
ЮФО | 15,4 | 13,8 | -1,6 | -10% |
ПФО | 10,4 | 10,4 | 0,0 | 0% |
УФО | 0,04 | 0,05 | 0,0 | 28% |
СФО | 0,6 | 0,3 | -0,3 | -49% |
Итого | 50,1 | 48,6 | -1,5 | -3% |
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Объём импорта на российский рынок подшипников по итогам 2019 года снизился на 20% в натуральном и на 35% в стоимостном выражении.
Основным видом подшипников, импортируемых в РФ являются подшипники качения (82% в натуральном и 43% в стоимостном выражении).
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 6. Структура импорта подшипников по видам России в 2019 году, в натуральном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 7. Структура импорта подшипников по видам России в 2019 году, в стоимостном выражении, в %
Основными странами-поставщиками на российский рынок подшипников по итогам 2019 года являются Малайзия (40% в натуральном и 13% в стоимостном выражении) и Китай (25% в натуральном и 6% в стоимостном выражении).
Доля Германии в стоимостном выражении составила 15%, Казахстан (11%), Япония (7%) и Франция (7%).
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 8. Структура импорта подшипников по странам происхождения в 2019 году, в натуральном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 9. Структура импорта подшипников по странам происхождения в 2019 году, в стоимостном выражении, в %