Разные тенденции рынка подшипников
Продажи на российском рынке подшипников по итогам 8 мес. 2020 года сократились на 11%, при этом в сегменте подшипников качения сократились на 17%, а в сегменте подшипников скольжения выросли на 6%. Производство подшипников сократилось на 3%, импорт остался на уровне 8 мес. 2019 года, экспорт сократился на 59%.
Тенденция роста в сегменте подшипников скольжения и сокращения в сегменте качения обусловлена тенденциями в машиностроении. В транспортном машиностроении (ключевом потребителе подшипников скольжения) по итогам 8 мес. 2020 года отмечен прирост производства автобусов, грузовых автомобилей, автокранов, тепловозов, также выросло производство тракторов и комбайнов.
В других сегментах машиностроения (потребителях подшипников качения) отмечен спад: снизилось производство станков, мостовых кранов, дорожно-строительной техники, электрооборудования.
Подшипники скольжения
Объём производства подшипников скольжения по итогам 8 мес. 2020 года составил 29,3 млн. что на 4% выше уровня АППГ (28,1 млн. шт.). Отметим, что увеличению внутреннего производства отчасти способствовало увеличение экспортных поставок. По итогам 8 мес. 2020 года объём экспорта подшипников скольжения вырос на 21% по сравнению с 8 мес. 2019 года, а доля экспорта в производстве выросла на 1 п.п., с 9% до 10%.
Прирост производства подшипников скольжения отмечен во всех федеральных округах: ЦФО (+12%), СЗФО (+21%), ПФО (+3%). При этом ключевым регионом-производителем, как и ранее, остался ПФО (83% от общероссийского объема производства).
Объём импорта подшипников скольжения в Россию по итогам 8 мес. 2020 года вырос на 5% в натуральном выражении, при этом в стоимостном выражении отмечено снижение импортных поставок на 11%.
Ключевыми странами-поставщиками в сегменте подшипников скольжения по итогам 8 мес. 2020 года в натуральном выражении стали Китай (57%). В стоимостном выражении лидируют Китай (25%), Германия (17%), Тайвань (17%) и Малайзия (11%).
Отметим, что импорт подшипников скольжения из Китая сократился на 3% в натуральном выражении и на 8% в стоимостном, импорт из Германии вырос на 91% в натуральном и 18% в стоимостном выражении.
Российский экспорт подшипников скольжения по итогам 8 мес. 2020 года вырос на 21% в натуральном выражении, в стоимостном выражении отмечен спад -9%. Выросли поставки в Беларусь, Латвию, Казахстан, Молдову, Литву, Индию. Снизились поставки в Украину, Азербайджан, Германию, Монголию.
Подшипники качения
Производство подшипников качения по итогам 8 мес. 2020 года снизилось на 9% и составило 29 млн. ед. (против 31,8 млн. ед. за 8 мес. 2019 года). В региональной структуре производства подшипников качения наибольшая доля приходится на СЗФО (43%), ЮФО (31%), ПФО (19%).
Производство подшипников качения выросло в УФО, в остальных ФО наблюдается спад.
Импорт подшипников качения в Россию по итогам 8 мес. 2020 года остался практически на уровне АППН (отмечено снижение на -1% в натуральном выражении, в стоимостном выражении отмечен прирост в 8%). Импорт шариковых подшипников с наружным диаметром более 30 мм сократился на 23% в натуральном выражении и на 56% в стоимостном. Импорт прочих шариковых подшипников вырос на 7% в натуральном и на 2% в стоимостном выражении, роликовых конических – на 1% и 3% соответственно, роликовых сферических – на 8% и 24%, комбинированных – на 50% и 46%. Импорт роликовых игольчатых подшипников сократился на 28% в натуральном выражении, в стоимостном отмечен прирост в 56%.
В структуре импорта подшипников качения наибольшую долю в натуральном выражении занимают прочие шариковые подшипники (68%). В стоимостном выражении лидируют прочие шариковые подшипники (42%), подшипники с цилиндрическими роликами (21%), роликовые конические (20%).
Ключевыми странами-импортерами по итогам 8 мес. 2020 года стали Малайзия (34% в натуральном выражении и 16% в стоимостном), Китай (20% и 12%), Казахстан (8% и 11%), Польша (6% и 7%).
Сократились поставки из Малайзии (-19% в натуральном выражении и -18% в стоимостном), Китая (-19% и – 3%), Украины (-14% и -30%). Выросли поставки из Казахстана, Польши, Японии, Франции, Германии, Словакии.
Экспортные поставки подшипников качения по итогам 8 мес. 2020 года сократились на 59% в натуральном выражении и на 9% в стоимостном.
Сократились поставки в Казахстан, Германию, Польшу, Литву, Азербайджан, Турцию, Молдову, Сербию. Выросли поставки в Беларусь, Украину, Латвию, Болгарию, Кубу.
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 1. Объём производства подшипников в России в январе-августе 2019 и 2020 гг., тыс. штук
Таблица 1. Объём производства подшипников скольжения в январе-августе 2019 и 2020 гг. по ФО России, тыс. штук
ФО | январь-август 2019 | январь-август 2020 | Изм. Абс. | Изм. Отн. |
ЦФО | 3 659 | 4 097 | 438 | 12% |
СЗФО | 777 | 942 | 165 | 21% |
ПФО | 23 640 | 24 251 | 611 | 3% |
Итого | 28 076 | 29 290 | 1 214 | 4% |
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 2. Структура производства подшипников скольжения по ФО России в январе-августе 2020 года, в натуральном выражении, в %
Таблица 2. Объём производства подшипников качения в январе-августе 2019 и 2020 гг. по ФО России, тыс. штук
ФО | январь-август 2019 | январь-август 2020 | Изм. Абс. | Изм. Отн. |
ЦФО | 2 392 | 1 830 | -562 | -23% |
СЗФО | 13 264 | 12 408 | -856 | -6% |
ЮФО | 9 050 | 8 945 | -105 | -1% |
ПФО | 6 859 | 5 628 | -1 231 | -18% |
УФО | 24 | 124 | 100 | 417% |
СФО | 255 | 102 | -153 | -60% |
Итого | 31 844 | 29 037 | -2 807 | -9% |
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 3. Структура производства подшипников качения по ФО России в январе-августе 2020 года, в натуральном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 4. Структура импорта подшипников качения в Россию за 8 мес. 2020 года по видам, в натуральном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 5. Структура импорта подшипников качения в Россию за 8 мес. 2020 года по видам, в стоимостном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 6. Прирост/снижение импорта подшипников качения в Россию за 8 мес. 2020 года по видам, в натуральном и стоимостном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 7. Структура импорта подшипников качения по странам-происхождения, за 8 мес. 2020 года, в натуральном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 8. Структура импорта подшипников качения по странам-происхождения, за 8 мес. 2020 года, в стоимостном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 9. Структура импорта подшипников скольжения по странам-происхождения, за 8 мес. 2020 года, в натуральном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 10. Структура импорта подшипников скольжения по странам-происхождения, за 8 мес. 2020 года, в стоимостном выражении, в %