В структуре рынка автомобильных шин по итогам 2016 года (в натуральном выражении), наибольшая доля приходится на шины для легковых автомобилей (78%), далее следуют шины для грузовых автомобилей (19%) и шины для сельскохозяйственной, дорожно-строительной и индустриальной техники (3%).
Российский рынок автомобильных шин по итогам января-сентября 2021 года показал устойчивый рост. Так, объем предложения вырос на 12% относительно АППГ, при этом выросло как внутреннее производство (+5%), так и импортные поставки (+11%). Доля импорта на российском рынке автомобильных шин сохранилась на уровне 9 м 2020 года и составила 12%. Российский экспорт автомобильных шин за 9 м 2021 года сократился на 6%, доля экспорта в производстве составила 43% по итогам 9 м 2021 года (против 48% за 9 м 2020 года).
Маркетинговое исследование "Рынок автомобильных шин" содержит актуальные данные о состоянии и перспективах развития российского рынка автомобильных шин.
В отчете произведен анализ конкурентной среды на рынке автомобильных шин.
Период исследования: 2005-9 м 2021 гг.
Прогнозная часть до 2023 года.
Особенности исследования «Рынок автомобильных шин»:
1. Резюме
2. Описание и классификация автомобильных шин. Сырьевая база
3. Характеристика российского рынка автомобильных шин. Прогноз развития
3.1. Объем и динамика российского рынка автомобильных шин. Прогноз развития рынка
3.2. Структура рынка автомобильных шин: производство, экспорт, импорт, потребление
3.3. Объем и структура рынка по сегментам и типам
3.3.1. Сегмент шин для легковых автомобилей (объем, динамика, импорт/экспорт/производство/потребление, компании)
3.3.2. Сегмент шин для грузовых автомобилей (объем, динамика, импорт/экспорт/производство/потребление, компании)
3.3.3. Сегмент индустриальных и сх шин (объем, динамика, импорт/экспорт/производство/потребление, компании)
3.3.4. Сегмент шин для мототехники (объем, динамика, импорт/экспорт/производство/потребление, компании)
3.4. Характеристика конкуренции. Доли ключевых игроков
3.5. Существенные события
4. Характеристика внутреннего производства
4.1. Объем и динамика производства автомобильных шин.
4.2. Объем и структура производства по видам и сегментам
4.3. Объем и структура производства по регионам
4.4. Производители, их объемы производства и доли
4.5. Производство шин для легковых автомобилей
4.5.1. Объем и динамика
4.5.2. Объем и структура производства по регионам
4.5.3. Производители, их объемы производства и доли
4.5.4. Мощности и уровень их загрузки
4.6. Производство шин для грузовых автомобилей и автобусов
4.6.1. Объем и динамика
4.6.2. Объем и структура производства по регионам
4.6.3. Производители, их объемы производства и доли
4.6.4. Мощности и уровень их загрузки
4.7. Производство индустриальных шин и сх шин
4.7.1. Объем и динамика
4.7.2. Объем и структура производства по регионам
4.7.3. Производители, их объемы производства и доли
4.7.4. Мощности и уровень их загрузки
4.8. Производство шин для мототехники
4.8.1. Объем и динамика
4.8.2. Объем и структура производства по регионам
4.8.3. Производители, их объемы производства и доли
4.8.4. Мощности и уровень их загрузки
4.9. Характеристика основных производителей автомобильных шин
4.9.1. ОАО «Нижнекамскшина»
4.9.2. ОАО ШК "Амтел-Поволжье"
4.9.3. ОАО "ЯРОСЛАВСКИЙ ШИННЫЙ ЗАВОД"
4.9.4. ЗАО "Кордиант-Восток"
4.9.5. ОАО "ОМСКШИНА"
4.9.6. ОАО ПО «Алтайский шинный завод»
4.9.7. ООО "НОКИАН ТАЙЕРС"
5. Динамика цен на автомобильные шины
5.1. Динамика средних цен производителей на автомобильные шины
5.1.1. Динамика цен производителей на шины для легковых автомобилей
5.1.2. Динамика цен производителей шин для грузовых автомобилей
5.1.3. Динамика цен производителей индустриальных и сх шин
5.1.4. Динамика цен производителей шин для мототехники
5.2. Сравнение цен производителей автомобильных шин по федеральным округам
5.3. Прогноз цен производителей автомобильных шин
5.4. Средние цены приобретения шин для легковых автомобилей
6. Характеристика импорта автомобильных шин на российский рынок
6.1. Объём и динамика импорта
6.2. Объем и структура импорта по видам и кодам ТН ВЭД. Пошлины
6.3. Характеристика импорта новых шин для легковых автомобилей (объем, динамика и структура)
6.3.1. Объём и динамика
6.3.2. Страны-производители
6.3.3. Иностранные компании-производители. Марки
6.3.4. Российские компании-получатели
6.3.5 Регионы получения
6.4. Характеристика импорта подержанных шин для легковых автомобилей (объем, динамика и структура)
6.4.1. Объём и динамика импорта подержанных шин для легковых автомобилей
6.4.2. Страны-производители
6.4.3. Иностранные компании-производители
6.4.4. Российские компании-получатели
6.4.5. Регионы получения
6.5. Характеристика импорта шин для грузовых автомобилей
6.6. Характеристика импорта новых шин для грузовых автомобилей (объем, динамика и структура)
6.6.1. Объём и динамика импорта
6.6.2. Страны-производители
6.6.3. Иностранные компании-производители
6.6.4. Российские компании-получатели
6.6.5. Регионы получения
6.7. Характеристика импорта подержанных шин для грузовых автомобилей (объем, динамика и структура)
6.7.1. Объём и динамика импорта
6.7.2. Страны-производители
6.7.3. Иностранные компании-производители
6.7.4. Российские компании-получатели
6.7.5. Регионы-получения
6.8. Характеристика импорта индустриальных шин и сх шин
6.9. Характеристика импорта новых индустриальных шин и сх шин (объем, динамика и структура)
6.9.1. Объём и динамика
6.9.2. Страны-производители
6.9.3. Иностранные компании-производители
6.9.4. Российские компании-получатели
6.9.5. Регионы-получения
6.10. Характеристика импорта подержанных индустриальных шин и сх шин (объем, динамика и структура)
6.10.1. Объём и динамика импорта
6.10.2. Страны-производители
6.10.3. Иностранные компании-производители
6.10.4. Российские компании-получатели
6.10.5. Регионы-получения
6.11. Характеристика импорта шин для мототехники (объем, динамика и структура)
6.11.1. Объём и динамика импорта
6.11.2. Страны-производители
6.11.3. Иностранные компании-производители
6.11.4. Российские компании-получатели
6.11.5. Регионы-получения
6.12. Характеристика импорта из стран ТС
7. Характеристика экспорта автомобильных шин
7.1. Объём и динамика экспорта автомобильных шин. Объем и структура по видам
7.2. Характеристика экспорта новых шин для легковых автомобилей
7.2.1. Объём и динамика
7.2.2. Страны-получатели
7.2.3. Компании производители
7.2.4. Иностранные компании-получатели
7.3. Характеристика экспорта новых шин для грузовых автомобилей
7.3.1. Объём и динамика
7.3.2. Страны-получатели
7.3.3. Компании производители
7.3.4. Иностранные компании-получатели
7.4. Характеристика экспорта новых индустриальных и сх шин
7.4.1. Объём и динамика
7.4.2. Страны-получатели
7.4.3. Компании производители
7.4.4. Иностранные компании-получатели
7.5. Характеристика экспорта подержанных шин
7.5.1. Объём и динамика
7.5.2. Страны-получатели
7.5.3. Компании производители
7.5.4. Иностранные компании-получатели
8. Факторы, влияющие на развитие рынка автомобильных шин
8.1. Макроэкономическая обстановка в РФ
8.2. Производство автотракторной техники, мототехники, дорожно-строительных машин
8.2.1. Производство и продажи легковых автомобилей
8.2.2. Производство и продажи грузовых автомобилей и автобусов
8.2.3. Производство сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники
8.2.4. Производство мототехники
8.3. Парк автотракторной техники, мототехники, дорожно-строительных машин
8.3.1. Парк легковых автомобилей. Структура по возрасту и регионам РФ
8.3.2. Парк грузовых автомобилей. Структура по возрасту и регионам РФ
8.3.3. Парк автобусов. Структура по возрасту и регионам РФ
8.3.4. Парк мототехники. Структура по возрасту и регионам РФ
8.3.5. Парк сх и дорожных машин
9. Характеристика потребления автомобильных шин. Прогноз потребления
9.1. Объем и динамика потребления автомобильных шин. Прогноз
9.2. Объем и структура потребления по видам и сегментам
9.2.1. Шины для легковых автомобилей
9.2.2. Шины для грузовых автомобилей
9.2.3. Индустриальные и сх шины
9.2.4. Шины для мототехники
9.3. Объем и структура потребления автомобильных шин по федеральным округам РФ
9.4. Баланс спроса и предложения на рынке автомобильных шин
10. Прогноз развития рынка автомобильных шин
Приложение 1. Данные по производителям (объемы производства, финансовые показатели)
Приложение 2. Детализация импорта и экспорта в формате EXCEL
В 2014-2011 гг. наблюдалось восстановление рынка автомобильных шин. В 2016 году темпы прироста объёма предложения замедлились и составили 3% к 2015 году, при этом объём предложения шин для грузовых автомобилей снизился на 2% по сравнению с 2015 годом, в то время как в остальных сегментах (шины для легковых автомобилей и шины для с/х (дорожно-строительной и индустриальной) техники)) объём предложения демонстрировал рост.
В структуре рынка автомобильных шин по итогам 2016 года (в натуральном выражении), наибольшая доля приходится на шины для легковых автомобилей (78%), далее следуют шины для грузовых автомобилей (19%) и шины для сельскохозяйственной, дорожно-строительной и индустриальной техники (3%).
Необходимо отметить, что основная борьба между игроками развернётся в сегменте легковых шин для бюджетных иномарок, а также в сегменте грузовых шин.
Среди российских производителей автомобильных шин можно выделить: ОАО «Нижнекамскшина», ОАО «Омскшина», ОАО ШК «Амтел-Поволжье», ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат», ОАО «Ярославский шинный завод».
Доля отечественных производителей в 2016 году составила 48% от общего объёма рынка автомобильных шин (в натуральном выражении). Следует отметить, что по сравнению с 2015 годом, доля отечественных производителей снизилась на 7 п.п.
Среди стран-производителей, ведущих импортные поставки новых шин для легковых автомобилей на российский рынок автомобильных шин, в 2016 году (в натуральном выражении_ можно выделить Японию (23%), Южную Корею (16%) и Китай (12%).
Стоит отметить, что в 2019 году на рынке может вообще не остаться отечественных производителей (с точки зрения принадлежности активов): крупнейшие иностранные производители автомобильных шин планируют купить имеющиеся мощности у российских производителей, либо запустить или увеличить свои производственные мощности.
Аппетиты производителей автомобильных шин понятны: в 2016 году в России было продано 2,9 млн. легковых автомобилей, а к 2019 году эта цифра составит 3,1 млн. ед.
По итогам 8 мес. 2020 года производство автомобильных шин в России выросло на 8,2% (относительно АППГ), при этом рост отмечен во всех сегментах: объём производства шин для легковых автомобилей вырос на 8,5%, для грузовых автомобилей и автобусов – на 5,6%, для сельхозмашин и дорожно-строительной техники – на 12,1%.
Сегмент | 8 мес. 2019 | 8 мес. 2020 | изм., абс., млн. шт | изм. отн., % |
Шины, покрышки и камеры резиновые новые, в том числе |
37,0 | 40,0 | 3,0 | 8,2% |
для легковых автомобилей |
25,0 | 27,1 | 2,1 | 8,5% |
для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов |
4,3 | 4,5 | 0,2 | 5,6% |
для сельскохозяйственных машин, шины, покрышки новые прочие |
0,9 | 1,0 | 0,1 | 12,1% |
ФО | 8 мес. 2019 | 8 мес. 2020 | изм., абс., млн. шт | изм. отн., % |
Всего | 37,0 | 40,0 | 3,0 | 8,2% |
ЦФО | 6,2 | 7,3 | 1,1 | 17,6% |
СЗФО | 8,9 | 10,6 | 1,7 | 19,4% |
ЮФО | 0,9 | 1,0 | 0,1 | 13,1% |
ПФО | 13,0 | 12,3 | -0,7 | -5,5% |
УФО | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 21,5% |
СФО | 8,0 | 8,8 | 0,8 | 10,3% |
В структуре импорта на российский рынок автомобильных шин наибольшая доля (в натуральном выражении) приходится на шины для легковых автомобилей (75%), на долю шин для грузовиков приходится 17%, сегмент индустриальных шин занимает 8%.
Ключевыми странами импортерами на российский рынок автомобильных шин по итогам 8 мес. 2020 года стали Япония, Южная Корея и Китай.
Объём российского экспорта автомобильных шин за 8 мес. 2020 года вырос на 30% в натуральном выражении и на 16% в стоимостном относительно 8 мес. 2019 года.
Российский рынок автомобильных шин по итогам января-сентября 2021 года показал устойчивый рост. Так, объем предложения вырос на 12% относительно АППГ, при этом выросло как внутреннее производство (+5%), так и импортные поставки (+11%). Доля импорта на российском рынке автомобильных шин сохранилась на уровне 9 м 2020 года и составила 12%. Российский экспорт автомобильных шин за 9 м 2021 года сократился на 6%, доля экспорта в производстве составила 43% по итогам 9 м 2021 года (против 48% за 9 м 2020 года).
Российское производство автомобильных шин по итогам 9 м 2021 года выросло на 5% к АППГ, при этом прирост отмечен в сегменте шин для л/а (6%) и шин для грузовиков и автобусов (+9%), а вот производство индустриальных шин сократилось на 22% .
Наибольшую долю в структуре внутреннего производства занимают шины для л/а (82%), на долю грузового сегмента пришлось 14%, на долю индустриальных шин – 5%.
Маркетинговое исследование "Рынок автомобильных шин" содержит информацию по следующим товарным группам (сегментам):
ОАО "НИЖНЕКАМСКШИНА", ОАО "ОМСКШИНА", ОАО ШК "АМТЕЛ-ПОВОЛЖЬЕ", ОАО ПО "Алтайский шинный комбинат", ОАО "ЯРОСЛАВСКИЙ ШИННЫЙ ЗАВОД", ОАО "ВОЛТАЙР-ПРОМ", ООО "УРАЛШИНА", ООО "Амтел - Черноземье", ООО "НОКИАН ТАЙЕРС", ООО "МИШЛЕН", ЗАО "МШЗМ", ОАО "ВОЗРОЖДЕНИЕ", ОАО "МШЗ", ООО "ПО "Красноярский шинный завод", ЗАО "ПЕТРОШИНА".