РЖД пытаются вернуть пассажиров
Пассажирооборот воздушного транспорта показывает уверенный рост. Так, если пассажирооборот воздушного транспорта в 2005 году составлял 86 млрд. пасс.-км., то к 2016 году пассажирооборот увеличился в 2 раза и достиг отметки в 196 млрд. пасс.-км.
В то же время, за период 2005-2012 гг. пассажирооборот железнодорожного транспорта, наоборот, снижался. В 2005 году пассажирооборот железнодорожного транспорта составил 172,2 млрд. пасс.-км, а в 2016 году – 144,6 млрд. пасс.-км.
Источник: Данные Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 1. Динамика пассажирооборота воздушного и железнодорожного транспорта в России в 2005-2012 гг., млрд. пасс. -км
Согласно маркетинговому исслеованию "Рынок пассажирских перевозок", доля пассажирооборота воздушного транспорта общем объеме за период 2005-2012 гг. стабильно растет (увеличение доли с 18% в 2005 году до 37% в 2016 году).
Доля железнодорожного пассажирооборота за аналогичный период постепенно уменьшается, с 37% в 2005 году до 27% в 2016 году.
Источник: Данные Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 2. Доли пассажирооборота воздушного и железнодорожного транспорта в общем пассажирообороте в 2005-2012 гг. в России, в натуральном выражении
Объем перевозок пассажиров воздушным транспортом за период 2005-2012 гг. стабильно увеличивался, за исключением 2009 года, когда произошло снижение объема на 8% (на 4 млн.чел.), по сравнению с 2008 годом.
В 2005 году число перевезённых пассажиров российскими авиакомпаниями составило 37 млн.чел., а в 2016 году этот показатель составил 74 млн.чел. (увеличение в 2 раза).
Источник: Данные Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 3. Динамика объема пассажирских перевозок воздушным транспортом в 2005-2012 гг. в России, млн. чел.
Число перевезённых пассажиров железной дорогой уменьшается. Так, если в 2005 году железная дорога перевезла 1 339 млн. чел., то в 2016 году показатель снизился до 1 059 млн. чел.
Источник: Данные Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 4. Динамика объема пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в 2005-2012 гг. в России, млн. чел.
Таким образом, можно сделать два вывода. Во-первых, россияне стали более активнее летать (в первую очередь это касается международных направлений), что обуславливает рост доли пассажирооборота воздушного транспорта.
Во-вторых, РЖД теряют свои позиции на рынке пассажирских перевозок во внутрироссийском направлении.
Факторами роста спроса на воздушные перевозки стали:
- Повышение благосостояния населения и, как следствие, увеличение туристического потока;
- Развитие бизнеса и, как следствие, учащение внутренних и международных командировок.
Конечно, монополия не хочет сдаваться без боя. В планах РЖД реализовать несколько проектов по строительству скоростных и высокоскоростных линий, первоочередными из которых являются:
- Москва - Курск (с возможным дальнейшим продлением до Сочи и Крыма);
- Москва - Смоленск - Красное - Минск (с продлением до Варшавы и Берлина при использовании подвижного состава "Тальго");
- Москва - Суземка - Киев (с использованием подвижного состава с технологией наклона кузова типа "Пендолино" или "Тальго");
- Москва - Ярославль;
- Омск – Новосибирск;
- Москва — Ростов-на-Дону — Адлер.
Суммарная протяженность скоростных и высокоскоростных линий составит более 4,3 тыс. км, годовой пассажиропоток на ВСМ (высокоскоростные железнодорожные магистрали) может составить до 10 млн человек, на скоростных поездах – до 5,8 млн человек в год.
Кроме того, для развития рынка железнодорожных туристических перевозок РЖД создали в 2005 году туристическую фирму ООО «РЖД Тур», главной задачей которой является организация туристических и деловых железнодорожных поездок, причём на принципиально новом уровне сервиса.
Также «дочка» РЖД будет участвовать в формировании туристических пакетов «Магазина горящих путевок», продавая ему оптом билеты со значительной скидкой. Пока железнодорожные турпакеты будут предлагаться для отдыха на курортах Краснодарского края, однако в будущем перевозчик может предложить и другие направления.