Права на «кубики». Что ожидает российский рынок мототехники в 2017 году?

Российский рынок мототехники демонстрирует внушительную динамику: в 2015 году объём предложения вырос на 73%, а по итогам 2016 года рынок вырос на 56%. При этом рынок растёт за счёт импортной продукции.

Сохранятся ли высокие темпы роста в 2017 году? Какие изменения ждут рынок в 2017 году?

Итоги 2016 года на мировом рынке мототехники

По итогам 2016 года мировой импорт мотоциклов, мопедов и мотороллеров составил 18,3 млрд. долл. США, что практически соответствует уровню 2015 года (18,1 млрд. долл. США).

Мировой экспорт мототехники в 2016 году составил 19,6 млрд. долл. США, что на 2% ниже уровня 2015 года (19,6 млрд. долл. США).

Источник: аналитика I-Marketing

Рисунок 1. Мировой импорт и экспорт мототехники в 2008-2012 гг., млрд. долл. США

 

Среди ключевых стран-импортёров мототехники в 2016 году в стоимостном выражении можно выделить США (12%), Францию (6%), Германию (6%), Бельгию (5%) Японию (5%) и Италию (4%).

Источник: аналитика I-Marketing

Рисунок 2. Доли крупнейших стран-импортёров мототехники в мировом импорте мототехники в 2016 году, в стоимостном выражении

Крупнейшими странами-экспортёрами мотоциклов, мопедов и снегоходов в 2016 году (в стоимостном выражении) стали Китай (28%), Япония (16%). Далее следует Италия (9%), Индия (7%) США (6%) , Германия (6%) и Таиланд (6%).

Источник: аналитика I-Marketing

Рисунок 3. Доли крупнейших стран-экспортёров мототехники в мировом экспорте мототехники в 2016 году, в стоимостном выражении

 

Таблица 1. Топ-10 стран-импортёров и стран-экспортёров мототехники в 2016 году, шт. и тыс. долл. США

Страна-импортёр

шт.

тыс. долл. США

Страна-экспортёр

шт.

тыс. долл. США

Пакистан

6 054 208

82 082

Китай

11 015 150

5 504 792

США

717 538

2 278 456

Япония

817 932

3 122 976

Япония

421 990

849 988

США

155 672

1 281 671

Франция

347 782

1 143 470

Бельгия

145 400

623 774

Бельгия

242 704

869 659

Франция

105 210

255 390

Мексика

216 947

240 829

ЮАР

46 537

25 081

ЮАР

129 744

174 477

Пакистан

20 474

9 766

Источник: аналитика I-Marketing

 

Высокая скорость российского рынка мототехники

Российский рынок мототехники развивается высокими темпами. Так, за последние 7 лет (с 2005 по 2016 год) объём предложения вырос более чем в 9 раз, а средний темп прироста за указанный период составил 38% (то есть каждый год объём предложения увеличивался в среднем на 38%).

Столь внушительным показателям развития способствует, во-первых, высокий потенциал спроса, во-вторых, растущие реальные доходы населения (в первую очередь в крупных городах), в-третьих, сложная транспортная ситуация в городах-миллиониках.

Источник: Данные Росстата, ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 4. Темп прироста российского рынка мототехники в 2006-2012 гг., в % к предыдущему году

По итогам 2016 года, объём предложения вырос на 56%, производство увеличилось на 73%. Внешнеторговые операции также выросли: импорт увеличился на 56%, экспорт вырос на 39%. Несмотря на столь внушительный прирост производства, рынок мототехники развивается за счёт импортной продукции: доля отечественного производства по итогам 2016 года составила 3% (в натуральном выражении).

Источник: Данные Росстата, ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 5. Прирост объёма предложения, производства, импорта и экспорта в 2016 году, в % к 2015 году

В стоимостном выражении на долю российского производства приходится 13%, что обусловлено производством дорогих мотоциклов «Урал» компанией ПК «ИМЗ».

Источник: данные компаний, Росстат, ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 6. Соотношение отечественной и импортной продукции на рынке мотоциклов, мопедов и мотороллеров в 2016 году, в натуральном и стоимостном выражении

Наибольший объём мотоциклов с объёмом двигателя до 50 куб. см. и 50-250 куб. см. поступает из Китая, доля которого в 2016 году составила соответственно 85% и 92% от общего объёма импорта мототехники.

Мощные мотоциклы с объёмом двигателя более 500 куб. см. импортируются преимущественно из Японии.

Источник: Данные Росстата, аналитика I-Marketing

Рисунок 7. Структура импорта мотоциклов, мопедов и мотороллеров в Россию по странам происхождения, в натуральном выражении

Источник: Данные Росстата, аналитика I-Marketing

Рисунок 8. Структура импорта мотоциклов, мопедов и мотороллеров в Россию по странам происхождения, в стоимостном выражении

 

«Урал» для американца

Объём российского экспорта мотоциклов более чем скромный: доля экспорта в 2016 году составила 6% от общего объёма российского производства, а доля российского экспорта мотоциклов в мировом экспорте мототехники составляет менее 1% (в стоимостном выражении).

При этом набольшую долю (99% в натуральном выражении) в структуре российского экспорта занимают поставки мотоциклов «Урал» «Ирбитского мотоциклетного завода» (Свердловская область).

Русские байки высоко ценятся за океаном, в США, Канаде и Австралии, а также в Австрии.

Так, по итогам 2016 года доля США составила 59% в натуральном и 61% в стоимостном выражении от общего объёма российского экспорта мотоциклов. Доля Австрии в натуральном и стоимостном выражении составила соответственно 29% и 28%.

На долю Канады и Австралии пришлось по 5% как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Источник: аналитика I-Marketing

Рисунок 9. Структура российского экспорта мотоциклов по странам получения в 2016 году, в натуральном и стоимостном выражении

 

Права на «кубики»

По нашим оценкам и мнению опрошенных нами экспертов, темпы роста объёма предложения на российском рынке мототехники в 2017-2015 гг. будут замедляться, вслед за насыщением рынка. При этом развиваться рынок, как и ранее, будет за счёт импортных мопедов, мотоциклов и скутеров.

Тем не менее, есть сегменты, где потенциал спроса достаточно высок и рынок далёк от насыщения.

Вторым ключевым событием на рынке мототехники станет переход России на новую систему категорий водительских удостоверений.

Согласно закону ФЗ № 428765-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в России появится ещё одна категория прав – «М» - мотоциклы и легкие квадрициклы.

Если раньше для управления мопедами и мотороллерами с объёмом двигателя до 50 см3 права не требовались, то с 5 ноября 2017 года, согласно новому ФЗ, покататься на «табуретках» без прав с открытой категорией «М» нельзя. Права категории М (скутеры/мопеды до 50 кубов) можно будет получить только с 16 лет, на мопеды/скутеры от 50 до 150 кубов нужно получать права категории А1 и тоже с 16 лет.

По мнению опрошенных экспертов, данный факт станет дополнительным катализатором падения спроса в сегменте мототехники до 50 см3. Доля последнего, кстати, сократилась с 72% в 2014 году до 67% в 2016 году и, видимо, продолжит снижаться в 2017-2014 гг.