Права на «кубики». Что ожидает российский рынок мототехники в 2017 году?
Российский рынок мототехники демонстрирует внушительную динамику: в 2015 году объём предложения вырос на 73%, а по итогам 2016 года рынок вырос на 56%. При этом рынок растёт за счёт импортной продукции.
Сохранятся ли высокие темпы роста в 2017 году? Какие изменения ждут рынок в 2017 году?
Итоги 2016 года на мировом рынке мототехники
По итогам 2016 года мировой импорт мотоциклов, мопедов и мотороллеров составил 18,3 млрд. долл. США, что практически соответствует уровню 2015 года (18,1 млрд. долл. США).
Мировой экспорт мототехники в 2016 году составил 19,6 млрд. долл. США, что на 2% ниже уровня 2015 года (19,6 млрд. долл. США).
Источник: аналитика I-Marketing
Рисунок 1. Мировой импорт и экспорт мототехники в 2008-2012 гг., млрд. долл. США
Среди ключевых стран-импортёров мототехники в 2016 году в стоимостном выражении можно выделить США (12%), Францию (6%), Германию (6%), Бельгию (5%) Японию (5%) и Италию (4%).
Источник: аналитика I-Marketing
Рисунок 2. Доли крупнейших стран-импортёров мототехники в мировом импорте мототехники в 2016 году, в стоимостном выражении
Крупнейшими странами-экспортёрами мотоциклов, мопедов и снегоходов в 2016 году (в стоимостном выражении) стали Китай (28%), Япония (16%). Далее следует Италия (9%), Индия (7%) США (6%) , Германия (6%) и Таиланд (6%).
Источник: аналитика I-Marketing
Рисунок 3. Доли крупнейших стран-экспортёров мототехники в мировом экспорте мототехники в 2016 году, в стоимостном выражении
Таблица 1. Топ-10 стран-импортёров и стран-экспортёров мототехники в 2016 году, шт. и тыс. долл. США
Страна-импортёр |
шт. |
тыс. долл. США |
Страна-экспортёр |
шт. |
тыс. долл. США |
Пакистан |
6 054 208 |
82 082 |
Китай |
11 015 150 |
5 504 792 |
США |
717 538 |
2 278 456 |
Япония |
817 932 |
3 122 976 |
Япония |
421 990 |
849 988 |
США |
155 672 |
1 281 671 |
Франция |
347 782 |
1 143 470 |
Бельгия |
145 400 |
623 774 |
Бельгия |
242 704 |
869 659 |
Франция |
105 210 |
255 390 |
Мексика |
216 947 |
240 829 |
ЮАР |
46 537 |
25 081 |
ЮАР |
129 744 |
174 477 |
Пакистан |
20 474 |
9 766 |
Источник: аналитика I-Marketing
Высокая скорость российского рынка мототехники
Российский рынок мототехники развивается высокими темпами. Так, за последние 7 лет (с 2005 по 2016 год) объём предложения вырос более чем в 9 раз, а средний темп прироста за указанный период составил 38% (то есть каждый год объём предложения увеличивался в среднем на 38%).
Столь внушительным показателям развития способствует, во-первых, высокий потенциал спроса, во-вторых, растущие реальные доходы населения (в первую очередь в крупных городах), в-третьих, сложная транспортная ситуация в городах-миллиониках.
Источник: Данные Росстата, ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 4. Темп прироста российского рынка мототехники в 2006-2012 гг., в % к предыдущему году
По итогам 2016 года, объём предложения вырос на 56%, производство увеличилось на 73%. Внешнеторговые операции также выросли: импорт увеличился на 56%, экспорт вырос на 39%. Несмотря на столь внушительный прирост производства, рынок мототехники развивается за счёт импортной продукции: доля отечественного производства по итогам 2016 года составила 3% (в натуральном выражении).
Источник: Данные Росстата, ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 5. Прирост объёма предложения, производства, импорта и экспорта в 2016 году, в % к 2015 году
В стоимостном выражении на долю российского производства приходится 13%, что обусловлено производством дорогих мотоциклов «Урал» компанией ПК «ИМЗ».
Источник: данные компаний, Росстат, ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 6. Соотношение отечественной и импортной продукции на рынке мотоциклов, мопедов и мотороллеров в 2016 году, в натуральном и стоимостном выражении
Наибольший объём мотоциклов с объёмом двигателя до 50 куб. см. и 50-250 куб. см. поступает из Китая, доля которого в 2016 году составила соответственно 85% и 92% от общего объёма импорта мототехники.
Мощные мотоциклы с объёмом двигателя более 500 куб. см. импортируются преимущественно из Японии.
Источник: Данные Росстата, аналитика I-Marketing
Рисунок 7. Структура импорта мотоциклов, мопедов и мотороллеров в Россию по странам происхождения, в натуральном выражении
Источник: Данные Росстата, аналитика I-Marketing
Рисунок 8. Структура импорта мотоциклов, мопедов и мотороллеров в Россию по странам происхождения, в стоимостном выражении
«Урал» для американца
Объём российского экспорта мотоциклов более чем скромный: доля экспорта в 2016 году составила 6% от общего объёма российского производства, а доля российского экспорта мотоциклов в мировом экспорте мототехники составляет менее 1% (в стоимостном выражении).
При этом набольшую долю (99% в натуральном выражении) в структуре российского экспорта занимают поставки мотоциклов «Урал» «Ирбитского мотоциклетного завода» (Свердловская область).
Русские байки высоко ценятся за океаном, в США, Канаде и Австралии, а также в Австрии.
Так, по итогам 2016 года доля США составила 59% в натуральном и 61% в стоимостном выражении от общего объёма российского экспорта мотоциклов. Доля Австрии в натуральном и стоимостном выражении составила соответственно 29% и 28%.
На долю Канады и Австралии пришлось по 5% как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
Источник: аналитика I-Marketing
Рисунок 9. Структура российского экспорта мотоциклов по странам получения в 2016 году, в натуральном и стоимостном выражении
Права на «кубики»
По нашим оценкам и мнению опрошенных нами экспертов, темпы роста объёма предложения на российском рынке мототехники в 2017-2015 гг. будут замедляться, вслед за насыщением рынка. При этом развиваться рынок, как и ранее, будет за счёт импортных мопедов, мотоциклов и скутеров.
Тем не менее, есть сегменты, где потенциал спроса достаточно высок и рынок далёк от насыщения.
Вторым ключевым событием на рынке мототехники станет переход России на новую систему категорий водительских удостоверений.
Согласно закону ФЗ № 428765-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в России появится ещё одна категория прав – «М» - мотоциклы и легкие квадрициклы.
Если раньше для управления мопедами и мотороллерами с объёмом двигателя до 50 см3 права не требовались, то с 5 ноября 2017 года, согласно новому ФЗ, покататься на «табуретках» без прав с открытой категорией «М» нельзя. Права категории М (скутеры/мопеды до 50 кубов) можно будет получить только с 16 лет, на мопеды/скутеры от 50 до 150 кубов нужно получать права категории А1 и тоже с 16 лет.
По мнению опрошенных экспертов, данный факт станет дополнительным катализатором падения спроса в сегменте мототехники до 50 см3. Доля последнего, кстати, сократилась с 72% в 2014 году до 67% в 2016 году и, видимо, продолжит снижаться в 2017-2014 гг.