По итогам 2018 года парк грузовых автомобилей в России составил 6,2 млн. ед., что на 4% выше показателя 2017 года. При этом прирост парка грузовых автомобилей произошел за счет сегмента грузовиков полной массой до 3,5 тонн (+7%) и грузовиков полной массой более 12 тонн (+2%), в то время как в сегменте грузовых автомобилей полной массой от 3,5 до 12 тонн наблюдается стагнация.
Парк легковых автомобилей за аналогичный период вырос на 5% (более подробно здесь). Кстати рост парка автомобилей положительно казался на производстве свинцовых стартёрных аккумуляторов (более подробно здесь).
Наибольшую долю в парке зарегистрированных грузовых автомобилей занимают отечественные грузовики (73%). Далее следуют грузовики иностранных марок (23%), а вот доля грузовиков-иномарок российской сборки составила 4%.
Таблица 1. Парк грузовых автомобилей по происхождению в 2017-2014 гг., млн. ед.
Вид |
2013 |
2014 |
Иномарки |
1417,8 |
1445,5 |
Иномарки, собранные в России |
234,9 |
272,0 |
Отечественные автомобили |
4367,5 |
4517,5 |
Итого |
6020,2 |
6235,0 |
Источник: ГИБДД РФ, аналитика I-Marketing
Источник: ГИБДД РФ, аналитика I-Marketing
Рисунок 1. Структура парка грузовых автомобилей по происхождению в 2017-2014 гг., в натуральном выражении, в %
Парк грузовых автомобилей в России очень стар: по итогам 2018 года доля грузовиков старше 15 лет составила 46%, на долю машин возрастом от 5 до 10 лет пришлось 19%, порядка 13% занимают грузовики в возрасте от 10 до 15 лет.
Таблица 2. Объём и структура парка грузовых автомобилей по возрасту в 2017 и 2018 гг., ед. и в %
Возраст |
2013 |
2014 |
||
ед. |
доля, в % |
ед. |
доля, в % |
|
с года выпуска которых прошло до 1 года включительно |
267,3 |
4,4% |
195,2 |
3,1% |
с года выпуска которых прошло от 1 до 3 лет включительно |
593,9 |
9,7% |
594,4 |
9,3% |
с года выпуска которых прошло от 3 до 5 лет включительно |
456,1 |
7,4% |
471,0 |
7,4% |
с года выпуска которых прошло от 5 до 10 лет включительно |
1214,8 |
19,8% |
1206,1 |
18,9% |
с года выпуска которых прошло от 10 до 15 лет включительно |
799,5 |
13,0% |
837,8 |
13,1% |
с года выпуска которых прошло свыше 15 лет включительно |
2688,6 |
43,9% |
2930,6 |
45,9% |
оборудованные для перевозки опасных грузов |
62,5 |
1,0% |
86,8 |
1,4% |
оборудованные для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов |
47,0 |
0,8% |
61,4 |
1,0% |
Итого |
6129,7 |
100% |
6383,3 |
100% |
Источник: ГИБДД РФ, аналитика I-Marketing
Источник: ГИБДД РФ, аналитика I-Marketing
Рисунок 2. Структура парка грузовых автомобилей по возрасту в 2017 и 2018 гг., в натуральном выражении, в %
С точки зрения полной массы, наибольшая доля в парке грузовиков пришлась на грузовые автомобили полной массой до 3,5 тонн (48%). Доли грузовых автомобилей полной массой от 3,5 до 12 тонн и свыше 12 тонн почти равны: 25,7% и 26,2% соответственно.
Источник: ГИБДД РФ, аналитика I-Marketing
Рисунок 3. Структура парка грузовых автомобилей по полной массе в 2017 и 2018 гг., в натуральном выражении, в %