По итогам 2014 года парк грузовых автомобилей в России составил 6,2 млн. ед., что на 4% выше показателя 2013 года. При этом прирост парка грузовых автомобилей произошел за счет сегмента грузовиков полной массой до 3,5 тонн (+7%) и грузовиков полной массой более 12 тонн (+2%), в то время как в сегменте грузовых автомобилей полной массой от 3,5 до 12 тонн наблюдается стагнация.

Парк легковых автомобилей за аналогичный период вырос на 5% (более подробно здесь). Кстати рост парка автомобилей положительно казался на производстве свинцовых стартёрных аккумуляторов (более подробно здесь).

Наибольшую долю в парке зарегистрированных грузовых автомобилей занимают отечественные грузовики (73%). Далее следуют грузовики иностранных марок (23%), а вот доля грузовиков-иномарок российской сборки составила 4%.

 

Таблица 1. Парк грузовых автомобилей по происхождению в 2013-2014 гг., млн. ед.

Вид

2013

2014

Иномарки

1417,8

1445,5

Иномарки, собранные в России

234,9

272,0

Отечественные автомобили

4367,5

4517,5

Итого

6020,2

6235,0

Источник: ГИБДД РФ, аналитика I-Marketing

Структура парка грузовых автомобилей по происхождению в 2013-2014 гг., в натуральном выражении, в %

Источник: ГИБДД РФ, аналитика I-Marketing

Рисунок 1. Структура парка грузовых автомобилей по происхождению в 2013-2014 гг., в натуральном выражении, в %

Парк грузовых автомобилей в России очень стар: по итогам 2014 года доля грузовиков старше 15 лет составила 46%, на долю машин возрастом от 5 до 10 лет пришлось 19%, порядка 13% занимают грузовики в возрасте от 10 до 15 лет.

Таблица 2. Объём и структура парка грузовых автомобилей по возрасту в 2013 и 2014 гг., ед. и в %

Возраст

2013

2014

ед.

доля, в %

ед.

доля, в %

с года выпуска которых прошло до 1 года включительно

267,3

4,4%

195,2

3,1%

с года выпуска которых прошло от 1 до 3 лет включительно

593,9

9,7%

594,4

9,3%

с года выпуска которых прошло от 3 до 5 лет включительно

456,1

7,4%

471,0

7,4%

с года выпуска которых прошло от 5 до 10 лет включительно

1214,8

19,8%

1206,1

18,9%

с года выпуска которых прошло от 10 до 15 лет включительно

799,5

13,0%

837,8

13,1%

с года выпуска которых прошло свыше 15 лет включительно

2688,6

43,9%

2930,6

45,9%

оборудованные для перевозки опасных грузов

62,5

1,0%

86,8

1,4%

оборудованные для перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов

47,0

0,8%

61,4

1,0%

Итого

6129,7

100%

6383,3

100%

Источник: ГИБДД РФ, аналитика I-Marketing

Структура парка грузовых автомобилей по возрасту в 2013 и 2014 гг., в натуральном выражении, в %

Источник: ГИБДД РФ, аналитика I-Marketing

Рисунок 2. Структура парка грузовых автомобилей по возрасту в 2013 и 2014 гг., в натуральном выражении, в %

С точки зрения полной массы, наибольшая доля в парке грузовиков пришлась на грузовые автомобили полной массой до 3,5 тонн (48%). Доли грузовых автомобилей полной массой от 3,5 до 12 тонн и свыше 12 тонн почти равны: 25,7% и 26,2% соответственно.

Структура парка грузовых автомобилей по полной массе в 2013 и 2014 гг., в натуральном выражении, в %

Источник: ГИБДД РФ, аналитика I-Marketing

Рисунок 3. Структура парка грузовых автомобилей по полной массе в 2013 и 2014 гг., в натуральном выражении, в %