Федеральная антимонопольная служба рассматривает инициативу крупнейших ритейлеров России о заморозке цен на социально значимые продукты.
С такой инициативой выступила Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), куда входят X5 RetailGroup, «Магнит», «Лента», «Ашан», MetroCash&Carry, «Дикси» и ряд других компаний. В случае одобрения цены заморозят на 2 месяца, причём сомнений насчет одобрения заявки у АКОРТ нет. Таким образом ритейлеры страхуют себя от обвинения в ценовом сговоре.
Перечня продуктов, цены на которые будут зафиксированы, АКОРТ не предоставила. Таким образом ритейлеры сами будут формировать продуктовую корзину, исходя из списка товаров социальной значимости.
Таблица 1. Средние розничные цены на социально значимые продукты питания в 2017-2014 гг., по России, руб., с НДС
Наименование продукта |
2013 |
2014 |
в % к пред. году |
Баранина (кроме бескостного мяса), кг |
299 |
298 |
-0,2% |
Вермишель, кг |
50 |
53 |
5,9% |
Говядина (кроме бескостного мяса), кг |
246 |
255 |
3,7% |
Капуста белокочанная свежая, кг |
20 |
23 |
15,8% |
Картофель, кг |
24 |
28 |
18,8% |
Крупа гречневая-ядрица, кг |
40 |
39 |
-1,5% |
Куры охлажденные и мороженые, кг |
110 |
120 |
9,9% |
Лук репчатый, кг |
23 |
27 |
17,6% |
Масло подсолнечное, кг |
78 |
73 |
-6,0% |
Масло сливочное, кг |
277 |
338 |
22,0% |
Молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности, л |
35 |
42 |
17,9% |
Морковь, кг |
30,8 |
30,9 |
0,2% |
Мука пшеничная, кг |
27 |
28 |
1,8% |
Пшено, кг |
28 |
30 |
7,7% |
Рис шлифованный, кг |
42 |
47 |
12,0% |
Рыба замороженная неразделанная, кг |
88 |
100 |
13,6% |
Сахар-песок, кг |
33 |
37 |
13,7% |
Свинина (кроме бескостного мяса), кг |
213 |
247 |
15,9% |
Соль поваренная пищевая, кг |
11,0 |
11,3 |
1,9% |
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, кг |
35 |
37 |
3,4% |
Хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной, кг |
34 |
35 |
5,6% |
Чай черный байховый, кг |
410 |
458 |
11,7% |
Яблоки, кг |
66 |
68 |
3,6% |
Яйца куриные, 10 шт. |
45 |
49 |
8,7% |
Источник: данные Росстат, аналитика I-Marketing
Отметим, что из всей группы социально значимых продуктов питания (согласно данным официальной статистики) сильнее всего в 2018 году (по сравнению с 2017 годом, в среднем по России) подорожали: масло сливочное (+22%), картофель (+19%), молоко питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности (+20%) и лук репчатый (+18%).
Источник: данные Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 1. Пять социально значимых продуктов питания с наибольшим приростом средней розничной цены в 2018 году относительно 2017 года, руб. (с НДС)
Источник: данные Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 2. Десять социально значимых продуктов питания с наибольшим приростом средней розничной цены в 2018 году по отношению к 2017 году
Наименьшие ценовые изменения по итогам 2018 года (относительно 2017 года, в среднем по России) показала морковь (+0,2%), мука пшеничная (+12%) и поваренная соль (+2%).
Снижение средней цены отмечено по таким продуктам как баранина (кроме бескостного мяса) (-0,2%), крупа гречневая-ядрица (-2%), масло подсолнечное (-6%).
Источник: данные Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 3. Пять социально значимых продуктов питания с наименьшим приростом или снижением средней розничной цены в 2018 году относительно 2017 года, руб. (с НДС)