Рынок сыра и сырных продуктов. Апрель 2021. Итоги 2020 года. Маркетинговое исследование

Продажи на российским рынке сыра в 2020 году выросли на 6%, при этом импорт увеличился на 62%, а российское производство выросло на 3%. Доля импорта увеличилась на 2 п.п., при этом ключевым импортным поставщиком остается Беларусь.

 
 
Маркетинговое исследование рынок сыра и сырных продуктов отражает конъюнктуру рынка, сложившуюся в 2018-2016 гг.

В отчете произведен анализ конкурентной среды на рынке сыра и сырных продуктов. На основе ретроспективного анализа развития рынка сыра и сырных продуктов, тенденциях развития отраслей потребления и данных экспертного опроса был построен прогноз развития рынка сыра и сырных продуктов до 2023 г.

 

Содержание исследования "Рынок сыра и сырных продуктов"

 

Краткие выводы

Методология исследования

Описание и классификация

Сырьевая база

Технология производства

I. Спрос и предложение на рынке сыра и сырных продуктов

1. Характеристика российского рынка сыра и сырных продуктов в 2014-2016 гг. Прогноз на 2021-2023 гг.

1.1. Объём и динамика рынка сыра в 2005-2016 гг. Прогноз на 2021-2023 гг.

1.2. Структура рынка сыра и сырных продуктов (производство, импорт, экспорт, совокупное предложение) в 2014-2016 гг. Прогноз на 2021-2023 гг.

1.3. Характеристика конкуренции на рынке. Рыночные доли ведущих игроков

1.4. Существенные события

1.5. Объём и струкутра рынка сыров по видам и сегментам

 

2. Характеристика потребления  в 2014-2016 гг. Прогноз на 2021-2023 гг.

2.1. Объем и динамика потребления в 2014-2016 гг. Прогноз на 2021-2023 гг.

2.2. Баланс спроса и предложения

    2.3. Объём и структура потребления по регионам и ФО России

    2.4. Объём и структура потребления сыров по видам и сегментам

 

II. Характеристика внутреннего производства в 2016 гг. Прогноз на 2021-2023 гг.

1. Характеристика внутреннего производства в 2014-2016 гг.

1.1. Основные производители, их доли и объёмы производства в 2014-2016 гг.

1.2. Объем и динамика производства в 2014 – 2016 гг.

1.3. Структура производства по регионам РФ

1.4. Объём и структура производства по видам

1.4.1. Твердые сыры (динамика, регионы, производители)

1.4.2. Полутвердые сыры (динамика, регионы, производители)

1.4.3. Плавленые сыры (динамика, регионы, производители)

1.4.4.Мягкие сыры (динамика, регионы, производители)

1.4.5. Прочие сыры (динамика, регионы, производители)

   

1.5. Объём и структура производства  по федеральным округам России (динамика, виды, регионы, производители)

         1.5.1. ЦФО

  1.5.2. СЗФО

  1.5.3. ЮФО

  1.5.4. СКФО

  1.5.5. ПФО

  1.5.6. УФО

  1.5.7. СФО

  1.5.8. ДФО

 

2. Характеристика ключевых производителей

2.1. ФЛ в г. Рубцовске ОАО "Вимм-Билль-Данн"

2.2. ОАО "МОЖГАСЫР"

2.3. ОАО Сыродельный завод "Семикаракорский"

2.4. ОАО "АЛЕЙСКИЙ МАСЛОСЫРКОМБИНАТ"

2.5. ТВ "СЫР СТАРОДУБСКИЙ "

2.6. ОАО "БЕЛЕБЕЕВСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ"

2.7. ОАО "КЕЗСКИЙ СЫРЗАВОД"

2.8. ООО "ХОХЛАНД РУССЛАНД"

2.9. ЗАО "ЯНТАРЬ"

2.10. ОАО "РЯЗАНСКИЙ ЗАВОД ПЛАВЛЕНЫХ СЫРОВ"

2.11. ООО "ЛАКТАЛИС ИСТРА"

2.12. ОАО "КАРАТ"

2.13. Прочие производители


III. Факторы, влияющие на развитие рынка сыра и сырных продуктов

1. Макроэкономические факторы

1.1. Общая экономическая ситуация в РФ

1.2. Уровень благосостояния населения. Инфляция. Доходы населения

 

2. Отраслевые факторы, развитие смежных и потребляющих отраслей, товаров-заменителей

2.1. Состояние пищевой отрасли

2.2. Состояние молочной отрасли

 

IV. Характеристика внешнеторговых операций на рынке сыра и сырных продуктов в 2014-2016 гг.

1. Коды ТН ВЭД, пошлины

2. Характеристика импорта в 2014-2016 гг.

2.1. Объем и динамика импорта в 2014-2016 гг.

2.2. Страны-производители, ведущие поставки на территорию РФ

2.3. Иностранные компании-производители, ведущие поставки на территорию РФ

2.4. Российские компании-получатели импорта

2.5. Структура импортных поставок по регионам РФ

    2.6. Объём и структура импорта по видам и кодам ТН ВЭД

 

3. Характеристика импорта твердых сыров на российский рынок в 2014-2016 гг.

3.1. Объем и динамика импорта  в 2014-2016 гг.

3.2. Страны-производители, ведущие поставки на территорию РФ

3.3. Иностранные компании-производители, ведущие поставки на территорию РФ

3.4. Российские компании-получатели импорта

3.5. Структура импорта по регионам РФ

 

4. Характеристика импорта полутвердых сыров на российский рынок в 2010-2016 гг.

4.1. Объем и динамика импорта в 2014-2016 гг.

4.2. Страны-производители, ведущие поставки на территорию РФ

4.3. Иностранные компании-производители, ведущие поставки на территорию РФ

4.4. Российские компании-получатели импорта

4.5. Структура импортных поставок по регионам РФ

 

5. Характеристика импорта плавленых сыров на российский рынок в 2014-2016 гг.

5.1. Объем и динамика импорта в 2014-2016 гг.

5.2. Страны-производители, ведущие поставки на территорию РФ

5.3. Иностранные компании-производители, ведущие поставки на территорию РФ

5.4. Российские компании-получатели импорта

5.5. Структура импортных поставок по регионам РФ

 

8. Характеристика импорта мягких сыров на российский рынок в 2014-2016 гг.

6.1. Объем и динамика импорта в 2014-2016 гг.

6.2. Страны-производители, ведущие поставки на территорию РФ

6.3. Иностранные компании-производители, ведущие поставки на территорию РФ

6.4. Российские компании-получатели импорта

6.5. Структура импортных поставок по регионам РФ

 

7. Характеристика российского экспорта сыра и сырных продуктов в 2016-1 кв. 2019 гг.

7.1. Объем и динамика экспорта сыра и сырных продуктов в 2014-1 кв. 2019 гг.

7.2. Страны-получатели российского экспорта сыра и сырных продуктов

7.3. Компании производители, осуществляющие поставки сыра и сырных продуктов на экспорт

67.4. Регионы отправления российского экспорта сыра и сырных продуктов

 

V. Характеристика цен

1. Характеристика цен производителей

2. Характеристика цен импорта видам, странам и поставщикам

3. Характеристика оптовых и рознчных цен

4. Характеристика цен на сырье. Структура себестоимости

 

VI. Выводы. Прогноз развития рынка сыра

 

Приложение 1. Профили ведущих производителей

Приложение 2. Финансовые и экономические показатели отрасли

 

 

Выдержки из прошлых исследований "Рынок сыра и сырных продуктов"

 

Объём производства сыра и сырных продуктов в 2015 остался практически на уровне 2014 года (отмечено небольшое снижение на уровне 2% к 2014 году).

По итогам 2016 года внутреннее производство сыра и сырных продуктов выросло на 5% к 2015 году.

Рисунок 1. Индекс производства сыра и сырных продуктов в 2015-2012 гг., в %

 

В то же время в различных сегментах отечественного производства сыра ситуация несколько иная. Так, объём внутреннего производства копчёного сыра в 2015 году снизился на 11% по сравнению с 2014 годом и достиг отметки в 14 111 тонн.

Рисунок 2. Производство копченого сыра в 2014-2012 гг., тонн

В 2016 году объём внутреннего производства копчёного сыра составил 13 648 тонн, что на 3% ниже уровня 2015 года.

 


Рисунок 3. Производство копченого сыра по кварталам в 2014-2012 гг., тонн

 

Среди ключевых стран, ведущих импортные поставки на российский рынок сыра в 2016 году, можно выделить Германию, Беларусь, Украину, Нидерланды и ряд других стран.

В структуре импортных поставок сыров на российский рынок в 2016 году наибольшую долю (в натуральном выражении) занимали сыры прочие, доля которых составила 75% от общего объёма импорта.

 

Рисунок 4. Структура импорта на российский рынок сыра по видам в натуральном выражении

 

В стоимостном выражении наибольшая доля также приходится на прочие сыры, доля которых в 2016 году составила 79% (в стоимостном выражении) от общего объёма импорта сыров.

 

Рисунок 5. Структура импорта на российский рынок сыра по видам в стоимостном выражении

 

По итогам 2017 года на российском рынке сыров отмечен рост. Так, объем предложения в сегменте твердых, полутвердых и плавленых сыров вырос на 3%, производство твердых и полутвердых сыро выросло на 1%, плавленых – на 3%.

Импорт сыров также увеличился: на 5% в сегменте твердых и полутвердых сыров и на 4% в сегменте плавленых сыров.

 

Рисунок 6. Изменение параметров рынка сыра в 2017 году относительно 2016 года, в %, в натуральном выражении

 

В структуре внутреннего производства сыров в 2017 году наибольшая доля пришлась на полутвердые и плавленые сыры (по 28% в натуральном выражении). Далее следуют твердые сыры (25%).

 

 

Рисунок 7. Структура производства сыра по видам в натуральном выражении, в %

 

Вид сыра

Доля, в %

Сыр копченый

3%

Сыр мягкий

7%

Сыр плавленый

28%

Сыр полутвердый

28%

Сыр рассольный

6%

Сыр твердый

25%

Сыры прочие

3%

Итого

100%

Продажи на российском рынке сыра в 2020 году выросли на 6%, при этом импорт увеличился на 62%, а российское производство выросло на 3%. Доля импорта увеличилась на 2 п.п., при этом ключевым импортным поставщиком остается Беларусь.

Объём производства сыра в России по итогам 2020 года составил 600 тыс. тонн, что на 3% выше уровня 2019 года (581 тыс. тонн). Эффект от импортозамещения закончился: по итогам 2020 года темпо прироста замедлился и составил 3% (против 15% в 2018 году и 18% в 2019 году). Кроме того, отрицательный вклад внесли инфляция и падение покупательской способности населения.

ФО

2015

2016

абс. изм

%

ЦФО

235,4

244,4

9,0

4%

СЗФО

23,3

27,8

4,5

19%

ЮФО

57,3

57,2

-0,1

0%

СКФО

10,7

12,2

1,5

14%

ПФО

124,1

122,2

-2,0

-2%

УФО

6,1

9,0

2,9

48%

СФО

121,8

124,6

2,8

2%

ДФО

0,8

0,9

0,0

4%

КФО

1,7

1,4

-0,3

-19%

Информация об исследовании рынок сыра и сырных продуктов

Исследование "Рынок сыра и сырных продуктов" содержит информацию по следующим товарным группам (сегментам):

  • Сыры и продукты сырные
  • Сыр зрелый
  • Сыр копченый
  • Сыр мягкий
  • Сыр плавленый
  • Сыр полутвердый
  • Сыр рассольный
  • Сыр свежий
  • Сыр слизневый
  • Сыр твердый
  • Сыры прочие