Кризис добрался до консервированных овощей
Продолжающееся сжатие потребительского спроса вкупе с инфляцией «помогли» российскому рынку овощной консервации в январе-сентябре 2021 года сократился на 6% относительно 9 м 2020 года. При этом падение коснулось прежде всего отечественной продукции: производство сократилось на 13%, а стабилизация рубля отразилась на небольшом приросте импорта (+2%).
Предстоящие новогодние праздники хотя и несколько увеличат продажи, серьезного оптимизма не внушают: если ранее на праздники традиционно «выставляли все», то теперь модель поведения большей части населения изменилась и траты на новогодний стол стали гораздо скромнее.
Производство овощной и грибной консервации по итогам 9 м 2021 года сократилось во всех федеральных округах. Так, в ЦФО снижение составило 41%, в ЮФО – 8%, в ПФО – 15%, в УФО – 15%.
В структуре внутреннего производства наибольшая доля приходится на ЮФО (60%) и СКФО (20%).
При этом 24% производимой продукции консервируется с уксусом, 76% - без уксуса.
Импортные поставки на российский рынок консервированных овощей и грибов по итогам 9 м 2021 года выросли на 2% в натуральном выражении и на 6% в стоимостном. Выросли поставки консервированной кукурузы (+13% в натуральном выражении и 9% в стоимостном), маслин и оливок (14% и 21%), огурцов и корнишонов (+15% и 1%), фасоли (+56% и 13%). Снизились поставки томатов (-11% и 7%), горошка (-14% и 5%), грибов (-9% и 9%).
В структуре импорта на российский рынок овощной и грибной консервации наибольшая доля приходится на Китай (28% в натуральном выражении и 11% в стоимостном), далее следует Испания (12% и 6%), Польша (11% и 8%), Нидерланды (10% и 4%) и Беларусь (6% и 13%).
Экспортные поставки выросли на 11% в натуральном выражении и на 29% в стоимостном . Ключевыми странами-получателями российского экспорта являются Казахстан (41% в натуральном выражении и 43% в стоимостном) и Беларусь (26% и 35% соответственно).
Рисунок 1. Прирост/снижение российского рынка овощной и грибной консервации в 9 м 2021 года к 9 м 2020 года, в натуральном выражении, %
Рисунок 2. Прирост/снижение производства овощной и грибной консервации по ФО в 9 м 2021 года к 9 м 2020 года, в натуральном выражении, %
Рисунок 3. Структура производства овощной и грибной консервации по ФО в 9 м 2021 года, в натуральном выражении, %
Рисунок 4. Структура импорта овощной и грибной консервации по странам-поставщикам за 9 м 2021 года, в натуральном выражении, %
Рисунок 5. Структура импорта овощной и грибной консервации по странам-поставщикам за 9 м 2021 года, в стоимостном выражении, %
Рисунок 6. Прирост/снижение импорта овощной и грибной консервации по видам за 9 м 2021/ 9 м 2020 гг.
Таблица 1. Импорт овощной и грибной консервации по странам-поставщикам за 9 м 2021 года, %
Страна-поставщик |
Прирост/снижение импорта, % |
Доля в импорте, % |
||
Натуральное |
Стоимостное |
натуральное |
стоимостное |
|
КИТАЙ |
-14% |
2% |
27% |
11% |
ИСПАНИЯ |
0% |
4% |
12% |
6% |
ПОЛЬША |
10% |
14% |
11% |
8% |
НИДЕРЛАНДЫ |
19% |
1% |
10% |
4% |
БЕЛАРУСЬ |
45% |
3% |
6% |
13% |
ПРОЧИЕ |
7% |
7% |
33% |
58% |
Рисунок 7. Структура экспорта овощной и грибной консервации по странам-получателям за 9 м 2021 года, в натуральном выражении, %
Рисунок 8. Структура экспорта овощной и грибной консервации по странам-получателям за 9 м 2021 года, в стоимостном выражении, %
Таблица 2. Экспорт овощной и грибной консервации по странам-получателям за 9 м 2021 года, %
Страна-получатель |
Прирост/снижение экспорта, % |
Доля в экспорте, % |
||
Натуральное |
Стоимостное |
натуральное |
стоимостное |
|
КАЗАХСТАН |
52% |
48% |
41% |
43% |
БЕЛАРУСЬ |
-9% |
26% |
26% |
35% |
УКРАИНА |
-15% |
-18% |
12% |
4% |
АЗЕРБАЙДЖАН |
12% |
7% |
5% |
6% |
ПРОЧИЕ |
12% |
25% |
16% |
12% |