Продажи подшипников в России в 2020 году выросли
Объём продаж подшипников в России в 2020 году вырос на 3%. При этом в сегменте подшипников скольжения продажи выросли на 8%, тогда как продажи подшипников качения остались на уровне 2019 года. В структуре рынка подшипников наибольшая доля приходится на сегмент качения (61% по итогам 2020 года, хотя доля его сократилась на 2 п.п. по сравнению с 2019 годом).
Второй тенденцией на российском рынке подшипников стало небольшое сокращение доли отечественного производства. Всего по итогам 2020 года в России было произведено 93 млн. штук всех видов подшипников, что практически соответствует уровню 2019 года. Отметим, что начиная с 2016 года производство сокращалось. Прирост внутреннего производства произошел за счет роста производства в сегменте скольжения (+6%), тогда как в сегменте качения отмечен спад (-6%). По итогам 2020 года оба сегмента заняли практически равные доли в структуре производства.
С точки зрения региональной структуры производства, наибольшая доля в 2020 году в сегменте качения пришлась на СЗФО (42%) и ЮФО (31%). В сегменте качения лидирует ПФО (61%).
Импортные поставки на российский рынок подшипников в 2020 году выросли на 11% в натуральном выражении, в стоимостном выражении отмечен спад в -3%. В сегменте качения прирост импортных поставок составил 8% в натуральном выражении, в сегменте скольжения +42%. В стоимостном выражении импорт подшипников качения сократился на 13%, скольжения – вырос на 59%.
В сегменте подшипников качения отмечено снижение поставок из Малайзии (-24% в натуральном выражении и -41% в стоимостном), Китая (-35% и -25%); выросли поставки из Польши, Украины, Словакии, Германии. Наибольшая доля в натуральном выражении пришлась на Малайзию (24%), Китай (20%) и Казахстан (13%). В стоимостном выражении лидируют Германия (16%), Франция (8%) и Малайзия (8%).
В сегменте скольжения выросли поставки из Германии, Словакии, Индонезии, Франции. В натуральном выражении на совокупную долю двух стран-лидеров – Германии и Китая – пришлось более 50%. В стоимостном выражении наибольшая доля пришлась на Германию, Австрию, США и Испанию.
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 1. Объём производства подшипников в России в 2014-2016 гг., млн. шт. и в %
Источник: данные Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 2. Объём производства подшипников по видам в 2020 году, в натуральном выражении, в %
Таблица 2. Объём производства подшипников качения по ФО в 2019 и 2020 гг., тыс. шт.
ФО |
2015 |
2016 |
абс. |
% |
Российская Федерация |
48 581 |
45 755 |
-2 826 |
-6% |
ЦФО |
3 547 |
3 149 |
-398 |
-11% |
СЗФО |
20 491 |
19 278 |
-1 213 |
-6% |
ЮФО |
13 799 |
14 133 |
334 |
2% |
ПФО |
10 395 |
8 764 |
-1 631 |
-16% |
УФО |
46 |
224 |
178 |
387% |
СФО |
303 |
207 |
-96 |
-32% |
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 3. Структура производства подшипников качения по ФО в 2020 году, в натуральном выражении, в %
Таблица 2. Объём производства подшипников скольжения по ФО в 2019 и 2020 гг., тыс. шт.
ФО |
2015 |
2016 |
абс. |
% |
Россия |
44 797 |
47 562 |
2 765 |
6% |
ЦФО |
5 370 |
6 172 |
802 |
15% |
СЗФО |
1 130 |
1 421 |
291 |
26% |
ПФО |
38 297 |
39 969 |
1 672 |
4% |
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 3. Структура производства подшипников скольжения по ФО в 2020 году, в натуральном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 4. Структура импорта подшипников качения по странам-происхождения в 2020 году, в натуральном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 5. Структура импорта подшипников качения по странам-происхождения в 2020 году, в стоимостном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 4. Структура импорта подшипников скольжения по странам-происхождения в 2020 году, в натуральном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 5. Структура импорта подшипников скольжения по странам-происхождения в 2020 году, в стоимостном выражении, в %