Своя бумажка ближе… Производство СГИ в России растет
Российские производители санитарно-гигиенической продукции не замечают экономического кризиса. Несмотря на снижение оборота розничной торговли и падение в сегменте HORECA, производство санитарно-гигиенических изделий в России выросло.
Во многом этому способствует падение импорта на российский рынок санитарно-гигиенических изделий. Так, согласно маркетинговому исследованию «Рынок СГИ», импортные поставки сократились на 25% в натуральном выражении. В первую очередь сократились поставки однослойной туалетной бумаги из Украины (аналог 56 метров): из-за падения рубля эта ранее дешевая бумага стала менее востребованной по сравнению с отечественной продукцией.
В целом по отрасли отмечен прирост производства в 18% по итогам 10 м 2020 года относительно АППГ. Производство туалетной бумаги выросло на 11% и составило 3,1 млрд рул.; производство салфеток увеличилось на 44% до отметки в 630 млн. пачек; детских подгузников и пеленок составило 471 млн. пачек (+12% к АППГ), полотенец, тампонов и прочих СГИ – 1,2 млрд. пачек (+29% к АППГ).
В структуре внутреннего производства наибольшая доля приходится на туалетную бумагу (57%), далее следуют полотенца, тампоны и прочие изделия (23%), на долю бумажных салфеток приходится 12%, на долю детских подгузников и пеленок – 9%.
В региональной структуре внутреннего производства туалетной бумаги наибольшая доля приходится на СЗФО (32%), ЦФО (24%) и ПФО (24%). Отметим, что по итогам 10 м 2020 года прирост в производстве отмечен в ЮФО (+55% к АППГ), КФО (+67%), ПФО (+24%), ЦФО (+3%). Спад производства отмечен в СКФО (-77%), ДФО (-57%) и УФО (-7%).
Импортные поставки санитарно-гигиенических изделий в Россию по итогам 10 м 2020 года сократились на 25% в натуральном и стоимостном выражении. Существенно сократился импорт из Украины (-33% в натуральном выражении), при этом Украина осталась лидером в импортных поставках (23% в натуральном выражении). Импорт из Германии сократился на 18%, доля составила 19%. Поставки из третьего по величине импортера – Китая (доля 15%) – сократились на 5% относительно АППГ.
Спад отмечен практически во всех сегментах импортной продукции: туалетной бумаги (-28% в натуральном выражении), полотенец (-32%), платочков (-28%).
В структуре импорта наибольшая доля приходится на туалетную бумагу (37% в натуральном и 34% в стоимостном выражении) и полотенца (30% в натуральном и 19% в стоимостном выражении).
Источник: данные Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 1. Объём производства санитарно-гигиенических изделий в России за 10 м 2019 и 2020 гг.
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 2. Структура производства санитарно-гигиенических изделий по видам за 10 м 2020 года, в натуральном выражении, в %
Таблица 1. Объём производства санитарно-гигиенических изделий по видам за 19 м 2019 и 2020 гг.
Сегмент | 10 м 2019 | 10 м 2020 | Изм, абс. | Изм, отн |
Бумага туалетная, млн. рул. | 2 811,3 | 3 123,4 | 312,0 | 11% |
Салфетки бумажные, млн. пачек | 436,6 | 630,3 | 193,6 | 44% |
Полотенца, тампоны и пр., млн. пачек | 949,3 | 1 222,9 | 273,7 | 29% |
Подгузники и пеленки детские, млн. пачек | 420,9 | 470,5 | 49,6 | 12% |
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 3. Структура производства туалетной бумаги по ФО за 10 м. 2020 года, в натуральном выражении, в %
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 4. Производство туалетной бумаги по ФО за 10 м. 2020 года, в натуральном выражении, млн. рул.
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Рисунок 5. Прирост/снижение производства туалетной бумаги по ФО, 10 м 2020/10 м 2019 гг., в натуральном выражении, в %
Таблица 2. Объем производства туалетной бумаги за 10 м 2019 и 2020 гг., млн. рул. и в %
ФО | 10 м 2019 | 10 м 2020 | Изм, асб | Изм, отн |
ЦФО | 732 | 753 | 21 | 3% |
СЗФО | 978 | 983 | 5 | 1% |
ЮФО | 286 | 444 | 158 | 55% |
СКФО | 16 | 4 | -12 | -77% |
ПФО | 615 | 760 | 145 | 24% |
УФО | 65 | 61 | -4 | -7% |
СФО | 108 | 107 | -1 | -1% |
ДФО | 5 | 2 | -3 | -57% |
КФО | 6 | 9 | 4 | 67% |
Итого | 2 811 | 3 123 | 312 | 11% |
Источник: Росстат, аналитика I-Marketing
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 6. Структура импорта санитарно-гигиенических изделий по странам-происхождения за 10 м. 2020 года, в натуральном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 7. Структура импорта санитарно-гигиенических изделий по странам-происхождения за 10 м. 2020 года, в стоимостном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 8. Структура импорта санитарно-гигиенических изделий по видам за 10 м. 2020 года, в натуральном выражении, в %
Источник: ФТС, аналитика I-Marketing
Рисунок 9. Структура импорта санитарно-гигиенических изделий по видам за 10 м. 2020 года, в стоимостном выражении, в %