Своя бумажка ближе… Производство СГИ в России растет

Российские производители санитарно-гигиенической продукции не замечают экономического кризиса. Несмотря на снижение оборота розничной торговли и падение в сегменте HORECA, производство санитарно-гигиенических изделий в России выросло.

Во многом этому способствует падение импорта на российский рынок санитарно-гигиенических изделий. Так, согласно маркетинговому исследованию «Рынок СГИ», импортные поставки сократились на 25% в натуральном выражении. В первую очередь сократились поставки однослойной туалетной бумаги из Украины (аналог 56 метров): из-за падения рубля эта ранее дешевая бумага стала менее востребованной по сравнению с отечественной продукцией.

В целом по отрасли отмечен прирост производства в 18% по итогам 10 м 2020 года относительно АППГ. Производство туалетной бумаги выросло на 11% и составило 3,1 млрд рул.; производство салфеток увеличилось на 44% до отметки в 630 млн. пачек; детских подгузников и пеленок составило 471 млн. пачек (+12% к АППГ), полотенец, тампонов и прочих СГИ – 1,2 млрд. пачек (+29% к АППГ).

В структуре внутреннего производства наибольшая доля приходится на туалетную бумагу (57%), далее следуют полотенца, тампоны и прочие изделия (23%), на долю бумажных салфеток приходится 12%, на долю детских подгузников и пеленок – 9%.

В региональной структуре внутреннего производства туалетной бумаги наибольшая доля приходится на СЗФО (32%), ЦФО (24%) и ПФО (24%). Отметим, что по итогам 10 м 2020 года прирост в производстве отмечен в ЮФО (+55% к АППГ), КФО (+67%), ПФО (+24%), ЦФО (+3%). Спад производства отмечен в СКФО (-77%), ДФО (-57%) и УФО (-7%).

Импортные поставки санитарно-гигиенических изделий в Россию по итогам 10 м 2020 года сократились на 25% в натуральном и стоимостном выражении. Существенно сократился импорт из Украины (-33% в натуральном выражении), при этом Украина осталась лидером в импортных поставках (23% в натуральном выражении). Импорт из Германии сократился на 18%, доля составила 19%. Поставки из третьего по величине импортера – Китая (доля 15%) – сократились на 5% относительно АППГ.

Спад отмечен практически во всех сегментах импортной продукции: туалетной бумаги (-28% в натуральном выражении), полотенец (-32%), платочков (-28%).

В структуре импорта наибольшая доля приходится на туалетную бумагу (37% в натуральном и 34% в стоимостном выражении) и полотенца (30% в натуральном и 19% в стоимостном выражении).

 

Источник: данные Росстат, аналитика I-Marketing

Рисунок 1. Объём производства санитарно-гигиенических изделий в России за 10 м 2019 и 2020 гг.

 

Источник: Росстат, аналитика I-Marketing

Рисунок 2. Структура производства санитарно-гигиенических изделий по видам за 10 м 2020 года, в натуральном выражении, в %

 

Таблица 1. Объём производства санитарно-гигиенических изделий по видам за 19 м 2019 и 2020 гг.

Сегмент 10 м 2019 10 м 2020 Изм, абс. Изм, отн
Бумага туалетная, млн. рул. 2 811,3 3 123,4 312,0 11%
Салфетки бумажные, млн. пачек 436,6 630,3 193,6 44%
Полотенца, тампоны и пр., млн. пачек 949,3 1 222,9 273,7 29%
Подгузники и пеленки детские, млн. пачек 420,9 470,5 49,6 12%

Источник: Росстат, аналитика I-Marketing

 

Источник: Росстат, аналитика I-Marketing

Рисунок 3. Структура производства туалетной бумаги по ФО за 10 м. 2020 года, в натуральном выражении, в %

 

Источник: Росстат, аналитика I-Marketing

Рисунок 4. Производство туалетной бумаги по ФО за 10 м. 2020 года, в натуральном выражении, млн. рул.

 

Источник: Росстат, аналитика I-Marketing

Рисунок 5. Прирост/снижение производства туалетной бумаги по ФО, 10 м 2020/10 м 2019 гг., в натуральном выражении, в %

 

Таблица 2. Объем производства туалетной бумаги за 10 м 2019 и 2020 гг., млн. рул. и в %

ФО 10 м 2019 10 м 2020 Изм, асб Изм, отн
ЦФО 732 753 21 3%
СЗФО 978 983 5 1%
ЮФО 286 444 158 55%
СКФО 16 4 -12 -77%
ПФО 615 760 145 24%
УФО 65 61 -4 -7%
СФО 108 107 -1 -1%
ДФО 5 2 -3 -57%
КФО 6 9 4 67%
Итого 2 811 3 123 312 11%

Источник: Росстат, аналитика I-Marketing

 Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 6. Структура импорта санитарно-гигиенических изделий по странам-происхождения за 10 м. 2020 года, в натуральном выражении, в %

 

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 7. Структура импорта санитарно-гигиенических изделий по странам-происхождения за 10 м. 2020 года, в стоимостном выражении, в %

 

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 8. Структура импорта санитарно-гигиенических изделий по видам за 10 м. 2020 года, в натуральном выражении, в %

 

Источник: ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 9. Структура импорта санитарно-гигиенических изделий по видам за 10 м. 2020 года, в стоимостном выражении, в %