Красный свет на рынке перевозок зерна

На рынке железнодорожных перевозок зерна может наступить кризис. В 2013 году ожидается высокий урожай зерна и, как следствие, рост экспортных поставок. Но вот возить зерно будет не в чем: из-за нового техрегламента перевозчики вынуждены будут вывести из оборота старые зерновозы.

 

Прирост экспорта зерна в 2013 году может составить 24%

В 2012 году урожай зерна составил 70,9 млн. тонн, что на 23% ниже уровня 2011 года.

По оценке Главы Российского зернового союза Аркадия Злочевского, объём валового сбора зерна в 2013 году может составить 95-100 млн. тонн, что на 30-40% превысит показатели урожая 2012 года.

При этом объём экспортных поставок может вырасти до отметки в 25 млн. тонн, что на 24% превысит уровень экспортных поставок зерна в 2012 году.

Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в России в 2002-2013F гг., млн. тонн и в процентах

Источник: Данные Росстата, Российского зернового союза, аналитика I-Marketing

Рисунок 1. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в России в 2002-2013F гг., млн. тонн и в процентах

 

Объём и динамика российского экспорта зерна в 2008-2013F гг., млн. тонн и в процентах

Источник: Данные ФТС, Российского зернового союза, аналитика I-Marketing

Рисунок 2. Объём и динамика российского экспорта зерна в 2008-2013F гг., млн. тонн и в процентах

 

Таблица 1. Объём экспорта зерновых в 2008-2012 гг., млн. тонн

 

2008

2009

2010

2011

2012

экспорт зерна, млн. тонн

13,3

20,4

13,6

17,6

20,2

в том числе

         

пшеница и меслин, млн. тонн

11,7

16,8

11,8

15,2

16,0

ячмень, млн. тонн

1,5

3,5

1,5

2,1

3,4

прочие зерновые, млн. тонн

0,1

0,1

0,2

0,3

0,8

Источник: Данные ФТС, аналитика I-Marketing

Наибольшие объёмы российского экспорта зерна направляются в страны Средней Азии и Северной Африки.

Так, доля Египта в 2012 году составила 33% от общего объёма экспорта пшеницы и меслина (в натуральном выражении), на долю Турции пришлось 17%, на долю Ирана и Йемена пришлось, соответственно, 6% и 5% от общего объёма российского экспорта пшеницы и меслина.

Структура российского экспорта пшеницы и меслина по странам-получения в 2008-2012 гг., в натуральном выражении

Источник: Данные ФТС, аналитика I-Marketing

Рисунок 3. Структура российского экспорта пшеницы и меслина по странам-получения в 2008-2012 гг., в натуральном выражении

Таблица 2. Объём российского экспорта пшеницы и меслина по странам-получения в 2008-2012 гг., тыс. тонн

Страна-получатель

2008

2009

2010

2011

2012

Египет

3 090,9

4 868,2

4 841,4

4 802,4

5 232,2

Турция

1 489,7

2 187,9

1 453,4

2 098,2

2 704,5

Иран

541,7

568,0

344,3

47,4

1 028,0

Йемен

320,2

439,9

400,8

610,3

746,5

Ирак

148,7

234,5

439,3

204,3

665,2

Ливия

234,1

738,1

385,1

252,9

575,1

Израиль

166,3

511,1

438,2

512,8

553,1

Грузия

160,2

488,2

361,7

293,2

432,3

Иордания

437,7

412,3

357,5

273,7

291,2

Азербайджан

763,9

682,5

124,6

339,6

278,5

Греция

168,7

23,5

48,7

154,8

238,7

Прочие

4 198,1

5 667,0

2 653,1

5 596,2

3 289,4

Итого

11 720,2

16 821,2

11 848,1

15 186,0

16 034,8

Источник: Данные ФТС, аналитика I-Marketing

Через 10 лет 90% вагонов-зерновозов будет списано

Вагонный парк хопперов-зерновозов составляет порядка 35 тыс. ед. Средний возраст зерновозов составляет 25 лет при установленном сроке службы 30 лет.

Доля зерновозов, подлежащих списанию в 2010 году оценивается в 13% от общего парка, а к 2019 году этот показатель достигнет отметки в 90%.

Доля хопперов-зерновозов подлежащих списанию в 2010 и 2019F гг., в %

Источник: Данные РЖД, аналитика I-Marketing

Рисунок 4. Доля хопперов-зерновозов подлежащих списанию в 2010 и 2019F гг., в %

Крупнейшими собственниками зерновозов являются «Русагротранс» (28 тыс. вагонов), «Балт-Транс» (2,2 тыс. вагонов) и «Технотранс» (1,5 тыс. вагонов).

Компании-перевозчики прекрасно осознают необходимость замены подвижного состава. Так, ЗАО «Русагротранс» планирует приобрести до 2015 года 8 тыс. новых зерновозов, общая же сумма инвестиций в обновление подвижного состава составит 8 млрд. руб. Кстати в 2010 году «Русагротранс» и Трасмашхолдинг» заключили контракт на поставку 283 новых зерновозов модели 19-3054-04. Главное отличие новых вагонов – увеличенный на 17% объём кузова, что позволило повысить вместимость до 112 кубометров зерна (против 94 кубометров у старых моделей).

Тем не менее, даже такого объёма инвестиций недостаточно для обновления парка зерновозов.

 

Новый техрегламент против старых вагонов

Ситуация с парком зерновозов складывается достаточно напряжённая. Масла в огонь подлил новый техрегламент, согласно которому срок эксплуатации старых вагонов ограничивается одним годом после ремонта.

Поводом для принятия данного техреглмаента послужили участившиеся случаи аварий на железной дороге (более подробно здесь). Кстати последний сход грузовых вагонов произошёл 23 мая на перегоне «Златоуст – Уржумка» (Челябинская область), когда с полотна сошли 16 вагонов с рудой.

Данное решение к 2015 году сократит на треть парк зерновозов, а сокращение парка в свою очередь приведёт к росту тарифов для отправителей зерна: в «Русагротрансе» заявили, что замену вагонного парка будет оплачивать рынок. Если новые правила не изменятся, то тарифы на перевозку зерна в наступающем сельхозсезоне вырастут на 30-40%, с 1500 рублей в сутки до 2000-2100 рублей.

Ситуация парадоксальна. Суммарные мощности отечественных вагоностроителей оценивается в 1 тыс. зерновозов в год. Поэтому для ускоренной замены вагонного парка перевозчикам придётся размещать заказы на украинских вагоностроительных предприятиям, продукция которых и вызывает наибольшие нарекания со стороны властей и РЖД.

В условиях дефицита вагонов и резкого роста тарифов часть заказов на перевозку зерна уйдёт к автотранспортным компаниям.

Пока же представители РСПП собираются обратиться в правительство и профильной министерства, с просьбой сохранить существующий порядок эксплуатации вагонов-зерновозов.